Значение профессиональных стандартов в образовании. План-график внедрения профстандартов. Для чего нужны профстандарты

Внедрение профессиональных стандартов в организации - это многоуровневый процесс, который начинается с изучения текста стандарта с целью определения сферы деятельности и, соответственно, должностей, к которым он применим. О том, как внедрить профстандарты и чем может быть чреват отказ от использования их положений, расскажем в статье далее.

Как внедрить систему профстандартов?

С 01.07.2016 на территории РФ начала действовать система профстандартов. После изучения законодательной базы по данной теме (в том числе, ст. 195.1-195.3 и 57 ТК РФ) у многих работодателей, для которых положения стандартов носят обязательный характер, возникает закономерный вопрос: как происходит внедрение профессиональных стандартов на предприятии?

На уровне нормативных актов ответа на этот вопрос нет, так как ни закон, ни постановление Правительства РФ с разъяснением порядка внедрения профстандарта в деятельность компании еще не приняты. На момент написания статьи существует лишь проект приказа Минтруда РФ «Об утверждении методических рекомендаций по применению профессиональных стандартов». Это означает, что каждому руководителю организации в таком случае необходимо разработать собственную систему по введению стандарта с учетом требований законодательства.

При этом использовать в деятельности можно только положения профстандарта, утвержденного приказом Министерства труда РФ и зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ. Проектами приказов, которые размещены в сети Интернет, пользоваться нельзя, так как они не имеют юридической силы (в такой ситуации рекомендуется применять положения единых квалификационных справочников).

Когда нужно перейти на профстандарты внебюджетным фондам и государственным предприятиям?

Законодатель выделяет внебюджетные фонды и иные организации, контрольный пакет акций которых находится в руках государства, в отдельную группу в части внедрения положений профстандартов в свою деятельность. Полномочия по установлению факта обязательности стандартов для таких компаний переданы Правительству РФ, при этом обязательно должно быть учтено мнение Трехсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений.

27.06.2016 было принято постановление Правительства РФ № 584, которым устанавливаются особенности применения профстандартов в части требований, обязательных для применения внебюджетными фондами и государственными предприятиями. В частности, им установлен переходный период до 2020 года, в течение которого предприятия должны внедрить профстандарты на основании заранее утвержденного плана.

Мероприятия по внедрению профстандартов

Комплекс мероприятий по внедрению профстандартов включает следующие:

  1. Издание приказа о создании комиссии по внедрению профстандартов в деятельность компании.
  2. Проведение заседания комиссии и составление плана-графика внедрения.
  3. Определение трудовых функций работников и применение в соответствии с ними нужных профстандартов.
  4. Переименование должностей в соответствии с текстами профстандартов.
  5. Внесение изменений в должностные инструкции.
  6. Изменение системы оплаты труда.
  7. Проведение мероприятий по переподготовке и подготовке служащих.
  8. Проведение аттестации сотрудников.
  9. Проведение иных организационно-штатных мероприятий, связанных с внедрением профстандартов.

Пошаговый алгоритм внедрения профстандартов с 2016 года

Теперь поговорим о каждом из этапов внедрения профстандартов подробнее.

Не знаете свои права?

  1. Своим приказом руководитель предприятия назначает комиссию из числа работников, которая будет ответственна за внедрение профстандартов в организации. В приказе помимо указания членов комиссии необходимо прописать полномочия каждого из них и сроки выполнения работы. Желательно включить в состав рабочей группы сотрудников отдела кадров, экономистов, юристов и лиц, ответственных за охрану труда на производстве, то есть тех служащих, которые так или иначе в своей деятельности будут в дальнейшем использовать профстандарты.
  2. Проводится первое заседание комиссии, на котором определяется фронт работы и составляется пошаговый план по введению профстандартов на предприятии. Законодатель форму плана не утверждает, поэтому он может включать любые положения, которые сочтет нужными комиссия. В этом документе отражаются промежуточные задачи по вводу профстандартов, обозначаются конкретные сроки выполнения работ и назначаются ответственные за выполнение пунктов плана лица (все они должны быть ознакомлены с документом под подпись). После составления план утверждается руководителем организации.
  3. Для соотнесения текстов профстандартов и трудовых функций, указанных в них, с должностями, которые имеются на предприятии, сравнивается штатное расписание, утвержденное в организации, и разделы соответствующих 3 профстандартов. Напоминаем, что не всегда название профессии в стандарте может совпадать с названием должности в расписании. Например, в штатном расписании многих предприятий имеется должность работника отдела кадров, а в профстандарте указано, что подобным видом деятельности занимается специалист по управлению персоналом.
  4. Для приведения в соответствие текстам профстандартов наименований должностей, если работа в них связана с предоставлением льгот или наложением ограничений, руководитель должен исключить из штатного расписания старую должность и ввести новую. При этом с работником заключается дополнительное соглашение к трудовому контракту об изменении наименования должности. Если по каким-то причинам служащий отказывается подписывать документ и настаивает на сохранении прежнего названия должности, работодатель вправе провести организационно-штатные мероприятия по сокращению данного работника в связи с тем, что должность, которую он занимал, исключена из штатного расписания.
  5. Внесение при необходимости изменений в должностную инструкцию работника в связи с изменением его трудовой функции, производится только с согласия служащего на это. Законодатель запрещает менять обязанности сотрудника в одностороннем порядке.
  6. Изменение системы оплаты труда необходимо потому, что законодатель устанавливает правило, по которому работники, выполняющие одинаковые трудовые функции, должны получать равную оплату за это. Таким образом, если работодатель решает внести изменения в должностные обязанности сотрудника или повысить уровень квалификационных требований (например, направить его на прохождение курсов по повышению квалификации), то по мере изменения сложности труда должна соответственно изменяться и зарплата.
  7. Если в профстандарте по определенному виду деятельности при обязательности его применения установлена квалификация работника выше той, что имеется у него, работодатель вправе направить его на курсы по повышению квалификации или поднять вопрос о получении дополнительного образования. Вопрос о том, за чей счет будет проводиться обучение, решается в рамках переговоров между сторонами трудовых отношений или на основании положений локальных актов предприятия. Как правило, если речь идет об оплате обучения работодателем, с работником заключается ученический договор, по условиям которого он обязан после получения образования определенное время отработать в компании; в противном случае с него будет взыскана стоимость обучения.
  8. Проведение аттестации сотрудников необязательно при внедрении профстандартов в деятельность организации, но необходимо для того, чтобы работодатель смог определить квалификацию служащих и понять, соответствуют ли их знания и умения занимаемым должностям. По результатам аттестации непрошедшего ее сотрудника можно перевести на другую должность или уволить.
  9. Вопрос проведения иных оргштатных мероприятий поднимается при их возникновении. Например, если работник трудится на определенной должности и его обязанности, согласно положениям профстандарта, охватывают две группы должностей, работодатель должен увеличить объем работ или расширить зону обслуживания. Если же сотрудник в рабочее время наряду с основными должностными обязанностями выполняет дополнительные по обобщенной трудовой функции другого профстандарта, то последние оформляются как совмещение должностей.

План внедрения профстандартов

Так как требований к форме и содержанию плана законодательно не установлено, можем предложить вашему вниманию примерный перечень задач, отражаемых в документе:

  1. Уточнение списка профстандартов, которые необходимо применить на предприятии (делается это путем соотнесения трудовых функций, указанных в стандартах, с видами деятельности, которыми занимается компания). Список должен быть согласован с руководителем организации.
  2. Сверка должностей работников, указанных в штатном расписании, с наименованиями принятых стандартов. Результат данных действий комиссии должен быть отражен в протоколе, содержащем решение о переименовании должностей (при необходимости).
  3. Проверка трудовых соглашений сотрудников и локальных актов предприятия.
  4. Внесение изменений в трудовые контракты и локальные документы и их последующая передача на утверждение руководителю компании.
  5. Составление списков вопросов для проведения аттестации в соответствии с положениями профстандарта по каждому конкретному виду деятельности.
  6. Проверка соответствия сотрудников требованиям стандартов.
  7. Составление отчета о выполнении плана и передача его на ознакомление руководителю организации.

Это лишь примерный вариант плана по внедрению профстандарта. Он вполне может быть дополнен и другими пунктами по усмотрению руководителя организации и членов комиссии.

Некоторые вопросы из практики внедрения профстандартов на предприятии

Как показала практика, при внедрении профстандартов на предприятиях нередко возникают спорные вопросы. Рассмотрим некоторые из них.

Что делать, если наименование должности в профстандарте отличается от ее наименования в квалификационных справочниках?

Разъяснения по данному вопросу может дать только Правительство РФ, однако пока такого документа нет. Решить вопрос можно 2 способами:

  1. Запросить сведения в территориальном подразделении Минтруда РФ.
  2. Использовать положения профстандарта в том случае, если это не противоречит законодательству. Например, если речь идет о вопросе досрочного назначения пенсии, то компетентным органом во внимание будут приниматься справочники, устанавливающие квалификацию. Именно поэтому работодателю на подобных должностях следует изучить нормативную базу по назначению досрочной пенсии. Главное, не забывать при этом, что если занятие определенной должности предполагает наличие льгот или введение ограничений, то ее название должно звучать именно так, как указано в профстандарте.

Может ли работодатель уволить работника, если его квалификация не соответствует уровню, указанному в профстандарте?

Уволить работника в этом случае можно только на основании результатов аттестации. Без этого возможны только следующие варианты:

  1. Перевод на другую должность (например, если стажа для занятия должности в соответствии с положениями стандарта не хватает).
  2. Направление работника на обучение или повышение квалификации. В некоторых случаях, указанных нормативными актами, работодатель обязан проводить переподготовку или обеспечивать повышение квалификации определенных категорий служащих за свой счет. Например, как в случае с медицинскими работниками, которые должны подтверждать свою квалификацию каждые 5 лет.

Примечание: работнику, не имеющему необходимого профобразования или не прошедшему обучение по профессии (должности, специальности), когда это требуется по условиям профстандарта, может быть присвоен более высокий уровень квалификации, если результатами аттестации подтверждено, что он обладает требуемым уровнем знаний и опытом практической работы.

Если работодатель не внедряет в деятельность организации положения профстандарта при обязательном указании на это законодателем, какую ответственность он будет нести?

Положения ст. 5.27 КоАП РФ за данное нарушение норм трудового законодательства предусматривают штраф:

  • для должностных лиц — от 1 до 5 тыс. руб.;
  • для ИП — от 1 до 5 тыс. руб.;
  • для организаций — от 30 до 50 тыс. руб.

Правда, при первичном нарушении возможно просто вынесение предупреждения.

Существуют, как обычно, две противоположные точки зрения: апологеты стандартизации и умеренные оптимисты, у каждой группы свои аргументы и доводы, в том числе со ссылкой на законодательство.

Большинство работодателей уверено, что обязательны для всех организаций вне зависимости от форм собственности. Жесткие требования к квалификации сотрудников в связи с вступлением новой статьи 195.3 ТК РФ предъявляются в отношении предприятий всех форм собственности, - считает, в частности, президент МОО поддержки и защиты малого и среднего бизнеса «Деловые люди», владелица и руководитель швейного производства «Софиано» Ольга Косец . По ее словам, изначально планировалось внедрение стандартизации в отношении государственных, бюджетных, унитарных предприятий, корпораций, внебюджетных государственных фондов, то есть хозяйствующих субъектов, у которых доля государственной или муниципальной собственности составляет 50 и более процентов, но в 2015 году был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 02.05.2015 N 122-ФЗ, согласно которому квалификационные стандарты признаны обязательными для всех категорий работников.

В пользу данной точки зрения можно отнести и тот факт, что все профстандарты проходят регистрацию в Минюсте России, а значит, являются нормативными правовыми актами, обязательными к применению.

Однако юристы поясняют, что, согласно формулировкам, изложенным в статье 195.3 ТК , профстандарты обязательны только в случае, если законами или иными нормативными актами устанавливаются требования к компетенциям. В противоположном случае данный документ является рекомендацией, даже несмотря на свой факт регистрации в Минюсте. «Таким образом, если Трудовым Кодексом или специальными законами, например «О бухгалтерском учете», «Об образовательной деятельности» и т.п., не установлены требования к квалификации работника, то и применение профессиональных стандартов не является обязательным, - объясняет управляющий партнер юридической фирмы «Касенов и партнеры» Екатерина Касенова . - Однако вторая часть этой же статьи ТК говорит о том, что характеристики компетенций, которые содержатся в профессиональных стандартах, применяются работодателями в качестве основы для определения дальнейших требований к квалификации работников. Таким образом, законодатель предлагает работодателю самостоятельно провести «корректировку» запросов, содержащихся в профессиональных стандартах, в зависимости от применяемых технологий и принятой организации производства и труда».

Зачем нужен график

Так или иначе, факт неизбежности применения профстандартов очевиден, и рано или поздно все они станут обязательными для работодателей.

Поэтому неважно, будет в организации сейчас применяться какой-то один стандарт, или работодатель решит одномоментно применить соответствующие профстандарты ко всем своим работникам, - необходимость процедуры их внедрения очевидна.

Что можно порекомендовать работодателю? Прежде, чем искать образец приказа о внедрении профстандартов в организации, надо четко выделить позиции в , для которых соблюдение требований профстандарта будет обязательным. Затем определить необходимость приведения в соответствие документов, организовать обучение или провести штатные перестановки. Только после этого можно приступать к работе с остальными позициями штатного расписания.

Во избежание возможной путаницы и различного рода недоразумений, в том числе в общении с работниками, представляется целесообразным подготовить заблаговременно соответствующий план-график.

Типовой план мероприятий по внедрению профстандартов в организации

Разрабатывая план, необходимо учитывать, что при внедрении стандартов могут возникнуть потенциально конфликтные ситуации, связанные, в том числе, с увольнением, в связи с чем рекомендуем проведение всех мероприятий планировать минимум за пару месяцев до непосредственного исполнения. Кроме того, просим учитывать, что Методические рекомендации по применению стандартов, разработанные Минтруда, до сих пор находятся в стадии проекта, в связи с чем вся ответственность за процедуры перехода полностью лежит на работодателе.

При разработке плана-графика работодателю также необходимо помнить, что механизмов внедрения профстандарта не существует, поэтому целесообразно придерживаться общих правил и норм, которые являются обязательными при проведении любых организационно-штатных мероприятий.

С чего начать

Основные мероприятия

  1. Изучить соответствующий профстандарт.
  2. Определить перечень должностей в штатном расписании, которые необходимо привести в соответствие с положениями профессионального стандарта (при необходимости проведения организационно-штатных мероприятий подготовить соответствующий приказ и уведомить заинтересованных лиц за два месяца до их проведения).
  3. Определить круг лиц, которые подпадают под действие соответствующего профстандарта.
  4. Создать аттестационную комиссию для работников, которые подпадают под действие соответствующих профстандартов, с целью определения квалификационного соответствия этих лиц требованиям профстандартов. При необходимости провести процедуру на соответствие квалификации, изложенной в стандарте.
  5. Уведомить надлежащим образом работников, чьи должности подпадают под внедрение профстандартов, что их подлежат (при необходимости).
  6. Подготовить проекты изменений в положения о подразделениях, работников и иные локальные нормативные акты (в том числе дополнительные соглашения к трудовым договорам), положения которых подлежат изменению в связи с внедрением профстандартов.
  7. Обеспечить доступ к материалам по профстандартам всех работников организации, в том числе сформировать группу, в которую работники могут обратиться и получить разъяснение по вопросу внедрения стандарта.

Итоговые мероприятия

После того как работодатель организовал и провел указанные выше мероприятия, а также урегулировал с работниками все вопросы относительно вносимых изменений в исполняемый ими функционал, можно знакомить работников с новыми локальными нормативными актами, в положения которых были внесены соответствующие изменения, и подписать дополнительные соглашения к трудовым договорам.

Образец плана-графика внедрения профстандарта

Выскажите свое мнение о статье или задайте вопрос экспертам, чтобы получить ответ

Внедрение профессиональных стандартов в организации в 2018 — 2019 годах

01.07.2016 вступила в силу новая ст. 195.3 «Порядок применения профессиональных стандартов» Трудового кодекса РФ.

Согласно ст. 195.1 ТК РФ под профессиональным стандартом принято понимать характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенной деятельности. Иными словами, в этом документе описываются функции, реализуемые в рамках определенной должности, а также требования к уровню знаний, опыту, квалификации сотрудника, занимающего эту должность.

По своей структуре все профессиональные стандарты идентичны, поскольку оформляются на основании приказа Минтруда России «Об утверждении макета профессионального стандарта» от 12.04.2013 № 147н.

Квалификационные справочники на сегодняшний день разделены на отрасли и содержат сведения по конкретным должностям в определенной отрасли. Профстандарт же может включать требования, предъявляемые к должностям одной профессии, но с разными квалификационными характеристиками в зависимости не только от образования, но и от опыта работы (приказ Минтруда России «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12.04.2013 № 148н). Таким образом, профстандарт содержит более четкое и подробное описание трудовых функций.

Подразумевается, что со временем профстандарты полностью заменят квалификационные справочники (распоряжение Правительства РФ «Об утверждении комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов…» от 31.03.2014 № 487-р).

Как внедрить (перейти) на профстандарты в организации

Существует несколько особенностей, которые надлежит учесть при внедрении стандартов (см. письмо Минтруда России «Ответы на типовые вопросы…» от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253, а также информацию Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам применения профессиональных стандартов):

  1. C 01.07.2016 нельзя оформить на работу гражданина, который не соответствует требованиям профстандартов, в случаях, прописанных в ч. 2 ст. 57 и ст. 195.3 ТК РФ.
  2. Использовать профессиональные стандарты в случаях, прописанных выше, необходимо на всех предприятиях независимо от их формы собственности.
  3. При наличии информации об одной и той же должности и в квалификационном справочнике, и в профстандарте работодатель имеет право самостоятельно выбрать, каким документом руководствоваться. Исключение составляют случаи, прямо установленные законом.
  4. Нельзя уволить работника, если уровень его образования или стаж не соответствует требованиям профстандарта.
  5. В связи с введением профстандарта:
  • обязанности работника не могут изменяться автоматически;
  • вопрос об оплате за обучение в связи с повышением квалификации должен решаться на уровне коллективного или трудового договора, локального нормативного акта.
  1. Если по итогам аттестации работник, не имеющий требуемого опыта работы и стажа (не соответствующий должности по профстандарту), получит рекомендации, то допускается его назначение на должность.

Пошаговое внедрение профессиональных стандартов на предприятии

Ниже представлен примерный перечень мероприятий, которые следует выполнить с целью внедрения профстандартов на предприятии:

  1. Создать специализированную комиссию для проведения мероприятий с целью введения профстандартов. Подробности в статье Положение о рабочей группе по внедрению профстандартов.
  2. Издать приказ о внедрении профстандартов в организации. Допустимо внедрение как одного стандарта, так и группы.
  3. Составить план-график необходимых мероприятий по решению данного вопроса.
  4. Ознакомиться с системой оценивания, а также провести мониторинг требований, изложенных в профстандарте для определенной должности.
  5. Провести в коллективе разъяснительную работу по вопросу внедрения стандартов.
  6. Проанализировать штатное расписание с целью установления должностей и функций работников, которые подпадают под действие профстандарта.
  7. Проанализировать трудовые договоры, заключенные с такими работниками.
  8. Определить показатели эффективности труда для данной категории сотрудников.
  9. При необходимости внести соответствующие изменения в положения об оплате труда и о порядке произведения стимулирующих выплат.
  10. Направить сотрудников на повышение квалификации (в случае необходимости).
  11. Конкретизировать трудовые функции, а также порядок оплаты труда.
  12. Разработать трудовые договоры для работников, чьи функции и должностные обязанности подпадают под действие профстандарта.
  13. Принять и утвердить должностные инструкции.
  14. Уведомить сотрудников о произошедших изменениях.
  15. Подписать с работниками новые трудовые соглашения (если это необходимо).

Образец приказа о введении профессиональных стандартов

Документом, который положит начало процедуре введения в действие профессиональных стандартов, будет приказ (распоряжение) руководителя.

Унифицированной формы этого документа нет, однако общие требования установлены ГОСТ Р 7.0.97-2016:

  1. В верхней части документа должно быть наименование его вида (приказ) и заголовок («О введении профессиональных стандартов»).
  2. Во вступительной части логично указать нормативно-правовые акты, которые послужили основанием для издания соответствующего распоряжения.
  3. Далее следует распорядительная часть с волеизъявлением руководителя:
  • о создании специальной комиссии и ее составе с указанием Ф. И. О. и должностей работников;
  • ознакомлении работников с предстоящими изменениями с указанием конкретно отведенного на это срока;
  • утверждении необходимого плана-графика мероприятий по внедрению профессиональных стандартов;
  • создании аттестационной комиссии (при необходимости);
  • назначении лица, ответственного за исполнение настоящего приказа.

Приказ подписывается руководителем предприятия.

Затем его необходимо зарегистрировать в журнале приказов, присвоив уникальный номер и дату.

Обратите внимание! Следует под расписку ознакомить с распоряжением всех лиц, перечисленных в нем.

Приказ о внедрении профессиональных стандартов на предприятии представляет собой документ, в котором выражается волеизъявление руководителя относительно введения в действие профстандартов. Унифицированного бланка этого документа нет. Он составляется в свободной форме на фирменном бланке предприятия.

Национальная система квалификации призвана урегулировать отношения в сфере труда. В 2017 году в силу вступит несколько профессиональных стандартов, четыре из которых имеют непосредственное отношение к педагогической деятельности. Чтобы у руководителей образовательных учреждений не было проблем с контролирующими структурами при вводе профстандартов, им необходимо быть в курсе всех изменений.

25 января эту актуальную тему обсуждали на вебинаре «Профстандарты в 2017: что же нужно делать?». Важность обсуждаемых на мероприятии вопросов ярче всего проиллюстрировало количество участников. По ходу рассказа эксперта, в вебинарную комнату вошли 117 человек из разных уголков страны. Это солидное количество участников для вебинара.

Мероприятие провёл Владимир Игоревич Блинов, доктор педагогических наук, профессор, руководитель Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «Федеральный институт развития образования», профессор кафедры педагогики МПГУ, автор учебно-методической литературы по актуальным вопросам развития системы среднего профессионального образования, эксперт Экспертного совета экспертизы образовательных программ, учебных изданий и электронных образовательных ресурсов для образовательных учреждений, реализующих программы начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования (ФИРО), эксперт учебных изданий НФПК.

Сам термин «профессиональные стандарты» появился 50-60 лет назад. Именно тогда были первые опыты по внедрению подобной схемы работы в развитых странах.

— Успешную практику введения профстандартов мы можем наблюдать в Ирландии, — рассказал Владимир Блинов. — Аналоги программы реализуются в Германии и Австрии. Во многих странах это дало положительный результат с точки зрения роста производительности труда. В России работа находится в самом начале. Говорить, что мы полностью готовы к переходу на профстандарты, нельзя. В нашей стране пока нет данных статистики по этому направлению. Я думаю, что мы получим положительный результат с введением профстандартов в сфере информатизации, строительства.

Профстандарты применяются:

  • работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учётом особенностей организации производства, труда и управления;
  • образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
  • при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Функции профстандартов:

  • Определить трудовой функционал работника.
  • Разработать ФГОСы для профессионального образования.
  • Создать программы профессионального обучения.
  • Провести независимую оценку квалификации.

— Это важный пункт, призванный создать доверительные отношения сферы труда и профессионального образования, — прокомментировал Блинов. — Сейчас такого взаимодействия нет. Расхожая фраза — «забудьте всё, чему учили в школе (университете)» перешла на уровень законодательных актов. Работодатели сами хотят проверять квалификацию работников.

Больше всего вопросов у участников вебинара вызвали 2 аспекта: уровень образования, необходимый педагогам при введении профстандартов, и перенос даты введения профстандарта для педагогов.

Образование и квалификация

Работодатели часто задают сотрудникам вопрос перед приёмом на работу: «Какое у Вас образование?». Не всегда у человека с хорошим образованием есть необходимая для должности квалификация, и, наоборот, у квалифицированного специалиста не всегда есть нужный уровень образования. Профстандарты жёстче регламентируют необходимый уровень обучения для разных должностей.

— Многие руководители спрашивают меня: «Неужели придётся уволить всех, кто по уровню образования не подходит?», — рассказал эксперт. — Нет, конечно. Во многих случаях из ситуации недостатка образования можно выйти, пройдя курсы. Нередко случается, что человек окончил технический вуз, а хотел бы работать в образовании. Для этого ему нужно пройти курсы повышения квалификации по педагогике.

По трудовому законодательству уволить сотрудника просто так нельзя. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить другую должность в этой же организации или отправить на профессиональную переподготовку (повышение квалификации). В соответствии со ст. 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Вопросы от участников

1) Разенкова Надежда Ефимовна: Может ли работать в высшей школе преподаватель, имеющий высшее образование по укрупненной группе специальностей и переподготовку по профилю преподаваемой дисциплины?

— Может. Простой пример: преподаватель английского языка работает в вузе. Есть институты, где преподают бакалавры, прошедшие переподготовку. По профстандартам такого уровня образования достаточно. Но это не значит, что каждый университет возьмёт на работу бакалавра. Многое зависит от амбиций вуза. Кадровая политика определяется ректоратом.

2) Салдина Зинаида Петровна: Как быть воспитателям, педагогам дополнительного образования, которые имеют большой стаж работы, но не имеют педагогического образования?

Достаточно профессиональной подготовки, это записано в профессиональных стандартах. Необходимо найти небольшие курсы и пройти их. Это формальное требование.

Почему отодвинули введение профстандарта для педагогов?

Профессиональные стандарты проходят длительный путь от рождения до применения в действие. Это новшество сложное и требует тщательной проработки. Руководителям учреждений разрешают вводить новую систему постепенно, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2020 года переходный период для всех профстандартов.

Уже утверждены профстандарты для:

  • педагогов дополнительного образования детей и взрослых;
  • педагогов профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования;
  • педагогов-психологов.

Несколько лет пытаются ввести в работу профстандарт для педагогов общего образования, но дата постоянно переносится. И в этом году дата внедрения нового профессионального стандарта для учителей отложена до 1 сентября 2019 года. Профстандарт "Педагог" относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения. Не относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.

— Новая система квалификации слишком сложна для быстрого введения, — считает Владимир Блинов. — С одной стороны, это плохо - резать хвост по частям, но с другой стороны, давайте отнесёмся с пониманием к переносу сроков. Из-за не доработанных до конца стандартов, могли пострадать люди. (Для руководителей предусмотрены штрафные санкции за отказ от профстандартов). С остальными профстандартами далеко не всё понятно. Думаю и разработка, и введение их затянется. Наверно это правильно, что принимается решение о пролонгации сроков.

Кроме профстандартов для рядовых сотрудников, рассматривается введение профстандарта руководителя. В этом случае требования к деятельности ректора или директора тоже будут подробно описаны.

— Этот стандарт - необычный, он отличается от остальных, — прокомментировал эксперт. - Предполагалось, что он будет направлен на руководство учреждения в целом, а его разработали применительно только к директору (ректору). В этом профстандарте все жёстко привязывается к первому лицу организации.

О сроках введения стандарта для руководителей пока ничего не говорится.

Вопросы от участников

  • Пономарева Юлия Сергеевна, Лобода Юлия Геннадиевна: Когда будет принят профстандарт педагога дошкольной образовательной организации?

— Нет отдельного стандарта для педагогов ДОУ. Есть стандарт для педагогов общего образования. Этот стандарт уже готов, но было принято решение перенести его введение до 2019 года.

  • Мороко Наталья Юрьевна: Каков путь карьерного роста воспитателя ДОУ при введении профстандартов? Возможно ли доработать перечень должностей в определенной организации, например, перечень должностей в дошкольной организации?

— Честно скажу, мне тоже он непонятен. В общей схеме профстандартов есть тупики. Если бы были прописаны профстандарты для методистов, можно было бы уходить на более высокую должность в этом направлении. Сейчас карьерный путь педагога ДОУ - либо уходить в руководство, либо менять род деятельности. Отвечаю на вторую часть вопроса: новые должности ввести можно, но необходимо помнить, что льготы прописаны государством для определённых должностей, вводя новое название, Вы можете лишить их работника.

  • Салдина Зинаида Петровна: Если внедрение профстандарта пролонгировано до 2019 года, какая подготовительная работа должна проводиться в образовательной организации на данный момент?

— Определённого регламента подготовки для такого долгого срока нет. За 2 месяца учредитель обязан дать руководству предписание о введении профстандартов. Тогда и начнётся подготовительная работа.

После окончания мероприятия, участники не торопились покидать вебинарную комнату. У них появлялись все новые вопросы. Владимир Игоревич Блинов задержался, чтобы ответить на максимально возможное количество вопросов. Некоторые вопросы и предложения он пообещал передать лично разработчикам профстандартов.

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО» , который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Внедрение системы профстандартов в части требований к квалификации для бюджетников обязательно. Оно должно проходить поэтапно по плану, разработанному учреждением, и завершиться в 2020 году . Официальных методичек по внедрению системы профстандартов пока нет. Как же составить план правильно?

08.08.2017

Методические рекомендации по применению профстандартов должен разработать Минтруд. На момент написания статьи документ находился в стадии проекта (№ 00/04-18047/09-14/28-13-5)< . Поэтому ответственность за процедуру перехода на систему профстандартов в учреждении полностью лежит на его руководителе.

Составление плана - часть работы по внедрению системы профстандартов в учреждении - трудоемкая, продолжительная и многоэтапная. Ее следует рассматривать комплексно с другими мероприятиями по внедрению системы профстандартов. Составление плана можно назвать координационным действием, от которого во многом будут зависеть другие мероприятия.

СОЗДАЕМ РАБОЧУЮ ГРУППУ.

Любая работа требует исполнителей и руководителя. А потому вначале следует ответить на вопрос: кто будет заниматься внедрением составлением плана? Заниматься этим будут те же лица, которые внедряют систему профстандартов в учреждении, поскольку составление плана - один из этапов внедрения. Если учреждение большое, рекомендуем создать рабочую группу (комиссию), если не очень - назначить лицо, ответственное за подготовку к внедрению системы профстандартов.

В состав комиссии целесообразно включить представителей профсоюза, кадровой, бухгалтерской, юридической служб и утвердить ее председателя (как правило, это один из заместителей руководителя). Если работы предстоит много (скорее всего, так и будет), то организацию деятельности комиссии можно возложить на назначенного для данной цели секретаря. Не следует «раздувать» состав комиссии - девять человек, не больше.

Сформировав комиссию, нужно наделить ее полномочиями и определить круг обязанностей - то есть разработать два документа: положение о комиссии и регламент работы комиссии.

Состав комиссии, положение и регламент утверждаются приказом учреждения, изданным по согласованию с профсоюзом .

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ПРИКАЗА

Наименование учреждения

ПРИКАЗ № __________

О создании Комиссии по организации применения профстандартов

На основании ст. 195.3 ТК РФ и в связи с необходимостью разработки Плана по организации применения профстандартов, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 № 584,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Создать Комиссию по организации применения профстандартов в составе согласно приложению 1.

2. Утвердить:

2.1. Положение о Комиссии по организации применения профстандартов (далее - Комиссия) согласно приложению 2.

2.2. Регламент работы Комиссии согласно приложению 3.

3. До (указание даты) Комиссии разработать проект Плана по организации применения профстандартов (далее - Проект), который в течение трех календарных дней подлежит направлению в структурные подразделения.

4. Руководителям структурных подразделений в течение пяти календарных дней рассмотреть Проект и в случае наличия замечаний и предложений представить их секретарю Комиссии.

5. Комиссии изучить замечания и предложения к Проекту и не позднее (дата) согласовать Проект в установленном порядке.

6. Кадровой службе (или специалисту по кадрам) представить Проект на подписание руководителю и в течение трех календарных дней после подписания ознакомить с приказом членов Комиссии под подпись.

7. Контроль исполнения приказа остается за (должность, как правило, руководителя).

Директор

С приказом ознакомлены:

Члены комиссии

(дата, подписи)

Примерный текст положения о комиссии

Название организации г. _____________________

УТВЕРЖДАЮ

«_____» ___________________ 20____г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о работе рабочей группы по внедрению профстандартов

1. Общие положения.

1.1. Рабочая группа по внедрению профстандартов является консультативно-совещательным органом, созданным с целью оказания содействия поэтапного внедрения профстандартов в _______________________________.

1.2. Рабочая группа создается в организации на период внедрения профстандартов.

1.3. В своей деятельности рабочая группа руководствуется Конституцией РФ, Трудовым кодексом, подзаконными актами в части утверждения и внедрения профстандартов, а также настоящим Положением.

2. Основные задачи деятельности рабочей группы.

2.1. Основными задачами рабочей группы являются:

Выявление профессий и должностей, по которым применение профстандартов является обязательным (составление обобщенной информации по данному вопросу);

Подготовка предложений о внесении изменений и дополнений в локальные нормативные правовые акты организации по вопросам, касающимся обеспечения введения и реализации требований профстандартов;

Рассмотрение в предварительном порядке проектов локальных актов по внедрению профстандартов;

Предварительная оценка соответствия уровня образования работников требованиям профстандартов на основе анализа документов об образовании, в том числе при повышении квалификации и (или) переподготовке, предоставленных работником, как при приеме на работу, так и в период трудовых отношений;

Подготовка рекомендаций по изменению системы оплаты труда в целях ее совершенствования и установлений заработной платы в зависимости как от квалификации уровня работника, так и от фактических результатов его профдеятельности (критериев эффективности).

2.2. Рабочая группа для выполнения возложенных на нее задач:

Анализирует работу по решению вопросов организации внедрения профстандартов;

Консультирует ответственных работников учреждения, на которых возложены обязанности по внедрению профстандартов, по проблеме внедрения и реализации профстандартов с целью повышения уровня их компетентности;

Регулярно заслушивает информацию кадровой службы, руководителей подразделений о ходе внедрения профстандартов;

Информирует работников о подготовке к внедрению и порядке перехода на профстандарты через наглядную информацию, официальный сайт организации, проведение собраний, индивидуальных консультаций, письменных ответов на запросы отдельных работников;

Готовит справочные материалы по вопросам введения и реализации профстандартов, готовит предложения о проведении семинаров, в том числе об участии в семинарах по вопросам внедрения профстандартов.

3. Состав рабочей группы.

3.1. Рабочая группа создается из числа компетентных и квалифицированных работников организации. В состав рабочей группы обязательно входят руководитель организации, представитель профсоюзной организации и работник кадровой службы .

3.2. Количественный и списочный состав рабочей группы определяется приказом директора. Изменения в приказ вносятся по мере необходимости.

4. Порядок работы рабочей группы.

4.1. Заседания рабочей группы проводятся по мере необходимости, но не реже ______.

4.2. Заседания рабочей группы являются открытыми.

4.3. Заседание рабочей группы является правомочным, если на нем присутствовало не менее 2/3 числа списочного состава рабочей группы.

4.4. Повестка заседания формируется руководителем рабочей группы на основании предложений членов рабочей группы и утверждается на заседании рабочей группы.

4.5. Решения рабочей группы принимаются простым большинством голосов и оформляются протоколом, который подписывается председателем рабочей группы.

4.7. Деятельность рабочей группы прекращается (приостанавливается) и возобновляется приказом руководителя.

4.8. Рабочая группа по внедрению профстандартов не подменяет иных комиссий (рабочих групп), созданных в _____ (аттестационной, квалификационной), и не может выполнять возложенные на иные комиссии (рабочие группы) полномочия.

5. Заключительные положения.

5.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует до его отмены, изменения или замены.

В положении при описании организационной деятельности может быть также приведен список документов комиссии, указаны полномочия руководителя и его заместителя.

О РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ КОМИССИИ.

Грань между регламентом и положением довольно размыта. Конечно, эти документы различаются. Но поскольку они созданы для внутреннего пользования, ничего страшного, если часть информации положения окажется в регламенте и наоборот. Главное, чтобы с ними было удобно работать. К тому же, их всегда можно подкорректировать.

Профстандарты в части требований к квалификации применяются бюджетными учреждениями поэтапно на основе планов по организации применения профстандартов.

Положение - технический документ, свод взаимосвязанных норм, которые регламентируют узкую область жизни (в данном случае жизни учреждения). Нормы определяют порядок формирования и обеспечения конкретного направления деятельности учреждения. Этот документ устанавливает порядок действий или статус должностного лица. Положение создает общую базу для той или иной сферы деятельности, очерчивает круг вопросов, обозначает процедуру.

Регламент - технический документ, который фиксирует перечень правил, обязательных для использования в определенном проекте, ситуации, отрасли и т. д. - конкретизирует определенные вопросы. Регламент более конкретный документ, он может раскрывать отдельные условия положения, чтобы не было двойного толкования. Регламент описывает алгоритм конкретных действий, максимально допустимые значения и т. п. Например, если в положении указано, что рабочая группа создается в организации на период внедрения профстандартов, то регламент фиксирует процедуру создания этой группы: кто ответственный, когда группа должна быть создана, как зафиксировать ее состав и пр. Обычно регламент создается на базе положения, проясняя алгоритм выполнения включенных в положение задач.

СОСТАВЛЯЕМ ПЛАН.

Созданная комиссия начинает работу над планом.

Унифицированного образца плана-графика внедрения профстандарта нет, поэтому составлять его можно в свободной форме.

Однако требования к плану существуют - они перечислены в ч. 1 Постановления № 584. План по внедрению системы профстандартов в учреждении должен содержать:

  • список профстандартов, подлежащих применению;
  • сведения о потребности в профобразовании, профобучении и (или) дополнительном профобразовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профстандартах, и кадрового состава учреждения, и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;
  • перечень локальных нормативных актов и других документов учреждения, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению с учетом положений профстандартов, подлежащих применению.

В план могут быть включены и другие пункты - для удобства перехода на систему профстандартов. Каждый работодатель составляет план под свои потребности. Одни прописывают подробно все мероприятия. Другие - только переход на конкретные профстандарты.

Можно вносить в план все мероприятия списком - по мере выполнения. Но лучше разделить их на следующие блоки:

  • Организационно-правовое обеспечение и информационное сопровождение.
  • Актуализация нормативно-правовой базы.
  • Определение соответствия профессионального уровня работников требованиям стандарта.
  • Развитие профессиональных компетенций. Обучение персонала.

План-график профстандартов удобнее оформить в виде таблицы с конкретными задачами, сроками выполнения и ответственными лицами. При составлении можно взять за основу как Разработку Минобрнауки , так и Методические рекомендации соцзащиты .

Образец плана, разработанный для учреждений соцзащиты:

в ________________________________________________

(наименование учреждения)

Наименование мероприятия

Срок выполнения

Ответственный

Результат выполнения

Составление списка профстандартов, подлежащих применению, в том числе:

Заполняется учреждением

Перечень профстандартов, подлежащих применению

Изучение и анализ профстандартов

Составление Перечня ЛНА и документов, подлежащих изменениям в связи с применением профстандартов:

Анализ наименований должностей работников на соответствие профстандартам

Анализ должностных инструкций на соответствие профстандартам

Внесение изменений в ЛНА и другие документы:

Корректировка должностных инструкций в части трудовых функций, наименования должностей, уровня образования и квалификации

Корректировка штатного расписания в части наименования должности (профессии)

Внесение изменений в трудовые договоры работников и заключение в установленном порядке допсоглашений к трудовому договору

Корректировка Положения о проведении аттестации на соответствие занимаемой должности в части уровня образования, квалификации, стажа работы и др.

Внесение изменений в другие документы (какие)

Разработка методики определения потребности в профобразовании, профобучении и дополнительном профобразовании (далее - обучение)

Сбор сведений о потребности в обучении работников и анализ полученных сведений

Внесение изменений в коллективный договор в части обучения работников

Разработка ЛНА, регулирующего обучение работников, и его утверждение

Разработка плана обучения работников на соответствующие календарные годы (например, три года) и его утверждение в установленном порядке

Другие мероприятия по обучению работников (при необходимости)

Разработка приказа об установлении этапов применения профстандартов

Другие мероприятия по применению профстандартов

Этапы применения профстандартов

Образец плана, разработанный для образовательных учреж‑дений:

План по организации применения профстандартов

Список профстандартов, подлежащих применению

Сведения о потребности в профобразовании, профобучении и (или) дополнительном профбразовании работников

Этапы применения профстандартов

Перечень ЛНА и других документов, подлежащих изменению в связи с учетом положений профстандартов, подлежащих применению

Профстандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденный Приказом Минтруда РФ от 24.07.2015 № 514н

Петров П. П., педагог-психолог - потребность в высшем образовании по профильному направлению

Внесение изменений в ЛНА и другие документы (1 января - 1 июня 2017 года); осуществление работодателем мероприятий по подготовке (профобразованию) работника (1 июня 2017 года - 1 января 2020 года)

ЛНА, определяющий формы подготовки и дополнительного профобразования работников, перечень необходимых профессий и специальностей; договоры с работниками о реализации их права на подготовку и дополнительное профобразование

Профстандарт «Специалист в области воспитания», утвержденный приказом Минтруда РФ от 10.01.2017 № 10н

Сидорова С. С., социальный педагог - потребность в дополнительном профобразовании по направлению профессиональной деятельности в организации

Внесение изменений в ЛНА и другие документы (1 января - 1 июня 2017 года); осуществление работодателем дополнительного профобразования работников (1 января 2017 года - 1 января 2020 года)

* * *

Мы ознакомились с первыми этапами внедрения системы профстандартов в организации: формирование комиссии и работа по составлению плана. В следующем номере продолжим тему.

Требование п. 1, 2 Постановления Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» (далее - Постановление № 584).

Проект создан 02.09.2014, находится на сайте по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=29346.

Порядок учета мнения первичной профсоюзной организации при принятии ЛНА установлен ст. 372 ТК РФ - так недостижение согласия, разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять приказ.

Состав комиссии с указанием должностей (председатель, заместитель, секретарь), но без персональных данных (эта информация отражается в приказе).

«Ответы на актуальные вопросы о профессиональных стандартах» (приложение к Письму Общероссийского Профсоюза образования от 10.03.2017 № 122).

Методические рекомендации по организации работы, связанной с разработкой планов по организации применения профессиональных стандартов в государственных учреждениях социальной защиты Санкт-Петербурга, утв. Распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 21.11.2016 № 361-р.