Техника выполнения Випассаны — развитие осознанности. Техники, практики и опыт самостоятельной медитации випассаны

Ученикам которых обещают духовное просветление с использованием различных методик. Насколько они работают и работают ли вообще - однозначно сложно ответить, поскольку встречаются как положительные, так и отрицательные отзывы. Но одно известно точно: при отсутствии психических отклонений подобные занятия вряд ли смогут вам навредить. Сейчас мы расскажем об одной из наиболее популярных методик - випассане, а осваивать технику ее выполнения дома или нет, вы решите сами.

Что это?

Випассана является самым древним индийским способом медитации. Было время, когда эти знания считались практически утраченными, но 2500 лет назад Готама Будда снова возродил и расширил их. В переводе с древнеиндийского указанный термин означает «видеть такими, как они есть», а , практикующие випассану, утверждают, что это еще и хороший процесс самоочищения посредством самонаблюдения.

На начальном этапе наблюдает за своим естественным дыханием (это позволяет сконцентрировать ум), а затем, уже с обостренным сознанием, он продолжает наблюдать за изменчивой природой ума и тела, вместе с тем переживая истину непостоянства, отсутствия эго и страдания.

Постижение через свой непосредственный опыт и есть очищение - от всех проблем.

Важно! Описанная методика не имеет ничего общего с религиозными учениями, а люди, практикующие ее, не являются сектантами. Она доступна абсолютно всем, причем в любое удобное время и в любом месте.

Существует несколько ответов на вопрос «Что такое випассана?», причем для каждого он будет сугубо индивидуальным. Во-первых, это , искореняющая страдания, ведь, постигнув тайный смысл бытия в процессе медитации, вы становитесь выше этого. Во-вторых, это метод очищения ума, который позволяет уравновешенно и спокойно решать все проблемы, возникающие на жизненном пути. В-третьих, это просто , благодаря которому человек может работать, принося обществу.

Такая медитация преследует высочайшую духовную цель: тотальное освобождение от проблем и полное просветление. То есть перед вами стоит задание не просто излечить недуг, а прогнать все психосоматические болезни.

По факту, випассана способствует устранению трех основных причин всех несчастий человека: отвращения, неведения и влечения.

С помощью регулярной и непрерывной практики медитация освободит вас от напряжения повседневной и поможет развязать узлы, сформированные привычкой неадекватно реагировать на неприятные и приятные жизненные события.
Несмотря на то что современная випассана разрабатывалась Буддой, практиковать ее могут не только его последователи, поскольку нет никакой необходимости менять свою веру. Люди различных вероисповеданий по всему миру уже испытали пользу от такой медитации, причем никаких конфликтов со своей внутренней верой обнаружено не было.

Как выполнять випассану?

Существует три основных способа выполнения медитации випассаны, благодаря чему каждый человек может подобрать себе наиболее подходящую технику, комфортную для своего физического и психологического самочувствия.

Будет это осознание своих действий, дыхания или вдоха и выдоха - решать вам, но рекомендуем для начала испробовать все три.

Осознание действий

Возможно, на первый взгляд, описанные дальше техники покажутся вам предельно простыми и достаточно банальными, но правда в том, что далеко не все люди осознают, что они делают. Медитация для осознания своих действий позволяет научиться прислушиваться к своему телу, уму и сердцу даже в процессе элементарной прогулки.

То есть, поднимая или передвигая , мы часто выполняем эти действия механично, не принимая их умом.

Поэтому, так важно быть бдительным ко всем движениям своего тела в процессе самой различной деятельности: принимаете - сосредоточьтесь на прохладе падающих капель и на своих приятных ощущениях от этого, кушаете - обратите внимание на вкусовые качества пищи, наслаждаясь каждым кусочком.

Эти рекомендации касаются и ума.

Какая бы мысль ни посетила вас - продолжайте оставаться наблюдателем, какая бы эмоция ни возникала в сердце - продолжайте оставаться свидетелем, никак не оценивая и не отождествляя все происходящее. Не рассуждайте, что хорошо, а что плохо, - это не должно быть частью медитационного процесса.

Осознание дыхания

Не менее важной составляющей постижения тайного смысла бытия является осознание дыхания.

При вдохе наш поднимается вверх, а при выдохе опускается в исходное положение, поэтому вторым способом выполнения випассаны является сосредоточенность именно на этой части тела.

Просто прочувствуйте, как поднимается и опускается ваш живот, находящийся в непосредственной близости от жизненных источников ( соединен с матерью через пуп, и именно за ним находится источник его жизни).

Выполняя медитацию випассаны таким способом, вы должны полностью осознавать каждый свой вдох и выдох, ведь вместе с животом поднимается либо опускается ваша жизненная ; в целом, как и предыдущий вариант, это несложное искусство, чтобы жить осознанно.
По мере осознания своего живота, ум совсем умолкнет, исчезнут, а сердце успокоится.

Осознание вдоха и выдоха

Очень близко к предыдущему способу випассаны находится техника осознания вдоха и выдоха. То есть вашей задачей при дыхании является четкое определение места, где воздух входит в тело, и его полное ощущение в этой точке (почувствуйте, как он попадает в ноздри, охлаждая их, и после прохождения круга внутри тела выходит наружу).

В принципе, и в этом нет ничего сложного, однако нельзя не отметить, что такая медитация дается проще, чем . Представительницы прекрасной половины лучше осознают живот, в то время как большинство мужчин не умеют «дышать» им.
Во многом это объясняется стремлением к спортивному телосложению, ведь если грудная клетка высоко поднята, а живота практически нет - ваше тело будет иметь более красивые очертания.

Практически во всем мире (кроме Японии) сами спортсмены и их тренеры подчеркивают, что дыхание должно расширять грудную клетку, причем живот нужно обязательно втягивать. Примером для таких людей (гимнастов, атлетов и всех кто работает с телом) служит лев, отвечающий всем указанным параметрам.

Конечно, японский Будда может быть не настолько привлекательным, однако именно «дыхание животом» считается более естественным, так как позволяет лучше расслабиться.
Во время ночного сна мы дышим не грудью, а животом, поэтому только в это время нам и получается максимально хорошо отдохнуть. Утром большинство людей чувствуют себя посвежевшими и помолодевшими именно потому, что всю ночь дышали естественным образом.

В итоге получается, что тем, кто боится нарушить свою наблюдениями за поднятием и опусканием живота, лучше сосредоточить все внимание на ноздрях: наблюдаем за тем как дыхание входит в тело и выходит из него.

При желании можете совместить в своей практике сразу несколько способов випассаны, что сделает медитацию более интенсивно и повысит вероятность успеха, хотя лучше начинать с наиболее простого для себя варианта.

Сидение и ходьба по методу

Заниматься випассаной можно в любом удобном для вас положении: сидя или стоя, главное - комфортно сохранять бдительность в течение 40–60 минут. Голова и спина при этом должны быть полностью выпрямленными, глаза - закрытыми, а дыхание - ритмичным.
Постарайтесь не двигаться и менять позу только в случае крайней необходимости. При сидении вам должно быть очень просто наблюдать за вдохом и выдохом в точке чуть выше пупка, где они поднимают и опускают живот.

Учитывая, что это нельзя назвать техникой полной концентрации, неудивительно, что ваше будут отвлекать различные посторонние вещи. Однако в данной медитации ничто не может послужить помехой, поэтому при появлении любого отвлекающего фактора просто прекратите наблюдение и уделить внимание ему, а затем вы снова сможете вернуться к своему занятию.

К таким помехам относят суждение, телесные ощущения, чувства, впечатления, передаваемые из внешнего мира, и т. д.

Важным является само наблюдение, а то, что именно вы наблюдаете, уже не столь важно. Помните: не отождествляйте себя со всем тем, что приходит к вам, даже в проблемах и вопросах можно видеть таинства, которые приносят наслаждение.
Ходьба по методу випассаны предусматривает медленное перемещение тела, осознание своих ног, которые касаются земли. Вы можете ходить по кругу, по прямой линии (10–15 шагов туда и обратно), внутри или снаружи помещения.

При этом глаза должны быть опущенными и смотреть на землю в нескольких шагах впереди себя. В процессе такой прогулки направляйте внимание на то, как ноги (каждая из них) касаются земли, а при появлении какой-либо помехи просто переключите внимание с ног на нее и обратно. В целом, подобная ходьба не должна занимать у вас меньше 20–30 минут.

Как мы уже говорили, возможно, описание техник випассаны далеко от понимания обычных людей или даже выглядят смешно, но если вы всерьез хотите увидеть реальную суть окружающих вас вещей, тогда стоит попробовать. Как бы там ни было, вы точно ничего не потеряете.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В мире существует немало различных видов медитации. Все они в той или иной мере способствуют улучшению качества жизни практикующего.

Одна из таких методик – випассана (випашьяна). 2500 лет назад она зародилась в Индии. Сегодня вы узнаете, какова техника выполнения випассаны, и какую пользу она может принести человеку.

Випассана в буддизме

В сборнике буддийских текстовТрипитака (иначе он называется Палийский канон, потому что все тексты в нём на языке пали) Будда дал понятие о медитации.

Умение медитировать развивалось в двух направлениях:

  • видеть вещи такими, какие они есть – випассана,
  • развивать спокойствие, сосредоточенность, собранность – саматха.

Мьянма XIX века стала местом, где буддийские монахи дополнили существующую методику випассаны своим подходом. В настоящее время эту методику связывают с именами бирманцев С.Н.Гоенка и Махаси-Саядо.

Первый из них – это мирянин. Болезнь побудила его обратиться к соотечественнику У Ба Кхину, который в свободное от работы время преподавал основы медитации.

Облегчение, которое принесла эта метода Гоенке, было настолько впечатляющим, что он посвятил целых четырнадцать лет изучению теории и практики випассаны.

Затем учитель уполномочил его передавать основы випассаны другим людям. Для этого Гоенка вернулся на родину этого вида практики, в Индию, и приступил к преподаванию.

Учить медитации всегда было уделом монахов в Бирме. Но С.Н. Гоенка смог излагать основы випассаны очень ясно, а результаты её были действительно значимыми.

Поэтому некоторые монахи Шри-Ланки, Индии и Бирмы обучились под его руководством. А обычных людей, прошедших через его центры обучения, созданные во многих странах мира, – тысячи.

Обучение в них безвозмездное. Добровольные пожертвования принимаются только от учеников, которые после десятидневного курса Випассаны ощутили реальные перемены в своей жизни и хотят сделать это возможным для других нуждающихся.


Последователи Гоенки работают сейчас в центрах

  • Индии,
  • России,
  • Украины,
  • Белоруссии,
  • Америки,
  • Австралии,
  • Израиля,
  • Новой Зеландии,
  • Монголии,
  • Тайваня,
  • Таиланда,
  • Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии,
  • Канады,
  • Африки.

Специальные курсы медитации предлагаются отбывающим наказание в тюрьмах. Есть курсы и для руководителей.

Особенностью преподавания в центрах Гоенки является то, что религиозность не ставится здесь во главу угла, обучающийся может быть неверующим.

Второй бирманец, Махаси-саядо, с двенадцатилетнего возраста получал образование в монастыре. В 37-летнем возрасте он стал учителем дхаммы. Параллельно Мингун Джетаван-саядо научил его медитировать.

Освоив эту практику, Махаси-саядо начал самостоятельно преподавать азы випассаны в своей деревне, затем в бирманском медитационном центре в Янгоне. Позже он открыл сеть центров в

  • Бирме,
  • Шри-Ланке,
  • Индонезии,
  • Таиланде,

Свыше 700000 человек освоили в них методу випассаны.


Суть метода

Давайте рассмотрим, в чём же заключается секрет этой практики. Во времена Будды «пассана» означало смотреть и видеть обычным образом, а «випассана» — видеть вещи такими, как они есть на самом деле, а не представляются нам.

Прежде всего, курс обучения обязывает практикующего дать возможность его уму успокоиться. Для этого нужно дать обет в течение практики воздерживаться от поступков и высказываний, которые могут навредить как обучаемому, так и другим людям:

  • умерщвления живых существ,
  • воровства,
  • половых контактов,
  • обмана,
  • принятия субстанций, затуманивающих рассудок,
  • чувственных развлечений и ношения украшений,
  • приёма пищи после полудня,
  • сна на роскошной постели с мягкими подушками.

После окончания интенсивной практики достаточно придерживаться первых пяти правил, с изменением третьего на «незаконных половых контактов», что подразумевает, скажем, изнасилование или прелюбодеяние.

Вторым шагом является развитие умения концентрироваться на дыхании. Его в этой технике никак не нужно изменять: ни задерживать, ни делать более глубоким.


Всё, что нужно – это спокойно наблюдать за своим естественным дыханием. Концентрация на дыхании тоже хорошо успокаивает ум.

Первые два шага – жить, не преступая нравственной черты, и овладеть своим беспокойным умом – являются хорошей подготовкой к третьему, главному шагу этой методики.

Он заключается в развитии в себе осознанности путём самонаблюдения. Наблюдать нужно за:

  • своим телом
  • эмоциями и чувствами
  • объектами ума

Нужно постоянно и отстранённо констатировать изменения происходящие в теле и уме, проникая всё глубже в собственную природу и очищаясь таким образом от умственных загрязнений.

Человек не может непосредственно очищать ум, однако древние мудрецы заметили одну особенность.Каждый раз при возникновении какого-либо негатива в уме, будь то гнев, зависть, ревность или какое-то другое отрицательное чувство, на физическом уровне проявляется соответствующая реакция.


Учащается дыхание, поднимается давление, потеют руки, примеры можно приводить ещё и ещё. Следовательно, ум и материальное тело взаимосвязаны.

Не имея возможности наблюдать за гневом и подобными проявлениями в уме, человек при достаточно развитой осознанности может замечать и предупреждать их развитие по телесным проявлениям.

Техника випассаны предлагает замечательный срединный, как это принято в буддизме, путь выхода из такой ситуации.Например, нужно не впадать в ярость и не подавлять в себе ярость, что тоже рано или поздно будет иметь печальные последствия, а просто её наблюдать.

Как проходит практическое занятие

На примере занятия в центре Гоенки покажем, как всё происходит. Девять дней практикующий находится вне связи со внешним миром, с другими участниками он тоже не общается.


Разговаривать можно только с учителем на тему медитации. Первые три дня отрабатывается успокоение ума, созерцая своё дыхание.

Сидя в удобной позе с закрытыми глазами и прямой спиной, слушатели наблюдают, как происходит вдох и выдох.

По описанию практикующих, ум поначалу очень трудно удержать на этом занятии. Но постепенно он приучается направляться на единственный объект и не отвлекаться.

С чётвертого дня и до конца занятий постепенно вводятся все элементы випассаны, так что обучающийся получает целостное представление о способе её выполнения.

Участники беспристрастно наблюдают за всеми процессами, происходящими в их теле, и учатся не реагировать на них, а лишь созерцать, не давая оценок.

В ходе медитации практикующие осознают, что

  • заниматься ею довольно нелегко,
  • их истинное лицо может отличаться от того, что они привыкли о себе думать,
  • с погружением в практику трудности исчезают, и метод работает.

Прилежно наблюдая себя всё это время, практикующие отучаются слепо реагировать на возникающие ситуации.


Это очень помогает им в дальнейшей жизни после курсов, потому что привычка реагировать автоматически на раздражители как раз и ведёт к страданию. Однако это не значит, что випассана учит их бездеятельности и пассивности.

Напротив, человек приобретает способность в уравновешенном состоянии делать разумный выбор в любой ситуации и совершать положительные поступки.

Во время прохождения курса участники питаются вегетарианской пищей.

Польза наблюдения

Наблюдение тех или иных негативных проявлений приводит к их постепенному ослаблению, и со временем, при регулярных занятиях, полному исчезновению.

Очищение от умственных загрязнений, в свою очередь, избавляет человека от страданий. Страданиям подвержены и буддисты, и христиане, и верующие других религиозных конфессий, и атеисты, ведь к ним ведут три общих для всех корня:

  • незнание,
  • страстное желание,
  • ненависть.

Випассана – это универсальное средство от этой беды, которое подходит всем. Она не делает различия также и по принадлежности к полу или классу общества.

Обретая в результате практики спокойный, чистый ум, человек становится счастливым и преисполняется желания помогать другим, сохраняя невозмутимость и уравновешенность.


Попутно исчезают и многие болезни на физическом уровне, которые являются следствием постоянного нахождения ума в нездоровом возбуждении.

Заключение

Если у человека возникло желание практиковать випассану дома, лучше предварительно освоить её хотя бы в общих чертах под руководством опытного учителя.И тогда действительно будет возможна безопасная регулярная практика в домашних условиях.

Всего доброго, друзья! Пусть эти знания помогут вам стать счастливее.

Випассана - это медитационная техника, которая сделала просветленными больше людей, чем какая-либо другая, ибо випассана - это сама сущность. Во всех других техниках имеется такая же сущность, но в иных формах; в них входит и кое-что несущественное. Но випассана - это чистая сущность. Вы ничего не можете из нее выбросить и ничего к ней добавить.

Випассана настолько проста, что выполнить ее может даже ребенок. Более того, ребенку она удастся лучше, чем вам, потому что он еще чист и невинен и не заполнен отбросами ума.

Випассану можно выполнять тремя способами - вы можете выбрать себе тот, который подходит вам лучше.


Первый способ:
осознавание своих действий, своего тела, ума, сердца. Гуляя, вы должны гулять с осознаванием. Двигая рукой, двигать ею с осознаванием, твердо зная, что вы двигаете рукой. Ведь вы можете делать это совершенно бессознательно, как механическое устройство... вы на утренней прогулке - вы можете гулять, не осознавая своих ног.

Будьте бдительны к движениям своего тела. Когда вы едите, будьте бдительны к движениям, необходимым для еды. Принимая душ, будьте бдительны к прохладе, к падающей на вас воде, к проистекающей из этого огромной радости - просто будьте бдительны. Это не должно происходить в бессознательном состоянии.

То же самое относительно ума. Какая бы мысль ни пробегала по экрану вашего ума, оставайтесь наблюдателем. Какая бы эмоция ни пробегала по экрану вашего сердца, оставайтесь свидетелем - не вовлекайтесь, не отождествляйтесь, не оценивайте, что хорошо, а что плохо; это не должно быть частью вашей медитации.

Второй способ: дыхание, осознавание дыхания. Когда вы вдыхаете, ваш живот поднимается, а когда выдыхаете - опускается. Поэтому второй способ выполнения випассаны - это осознавать живот: его подъем и опускание. Просто осознавайте поднимающийся и опускающийся живот, а живот находится очень близко к жизненным источникам, потому что ребенок соединен с жизнью матери через пупок. За пупком находится источник его жизни. Поэтому когда живот поднимается и опускается, то с каждым вдохом и выдохом поднимается и опускается жизненная энергия, источник жизни. Это тоже не трудно, а, возможно, еще и легче, поскольку представляет собой отдельную технику.

При первом способе вы должны осознавать тело, осознавать ум, осознавать свои эмоции, настроение. Поэтому первый способ включает в себя три шага. Во втором же способе всего один шаг: только живот - поднимающийся и опускающийся, а результат тот же самый. По мере того как вы начинаете осознавать свой живот, ум умолкает, сердце успокаивается, эмоции исчезают.

Третий способ: заключается в осознавании дыхания там, где оно входит в тело. Ощущайте его в этой точке - в полярной животу точке - ощущайте его, когда оно проходит через ноздри. Дыхание, попадая внутрь, охлаждает ваши ноздри. Затем выходит наружу... входит внутрь, выходит наружу.

Это тоже возможно. Мужчинам это дается проще, чем женщинам. Женщина лучше осознает свой живот. Большинство мужчин не умеет дышать животом. Их грудная клетка вздымается вверх и опускается вниз, поскольку в мире возобладала неправильная разновидность спорта. Конечно, если ваша грудная клетка высоко поднята, а живот сведен почти на нет, это придает вашему телу более красивые очертания.

Мужчина перешел на дыхание грудью, поэтому его грудная клетка становится все больше, а живот уменьшается. Ему кажется, что это более атлетично.

Повсюду в мире, за исключением Японии, спортсмены и их тренеры подчеркивают, что нужно дышать, расширяя грудную клетку и втягивая живот. Их идеалом служит лев с большой грудной клеткой и маленьким животом. «Будь как лев!» - для атлетов, гимнастов и всех, кто работает с телом, стало правилом.

Единственным исключением является Япония, где не заботятся о широкой грудной клетке и втянутом животе. Втягивание живота требует определенной дисциплины; втягивание живота неестественно. Япония выбрала естественный путь, поэтому японская статуя Будды может вас удивить. Таким образом вы без труда определите, индийская перед вами статуя или японская. У индийских статуй Гаутамы Будды вполне атлетическое тело: живот очень маленький, а грудь широкая. Японский же Будда совершенно иной: его грудь почти бездействует, потому что он дышит животом, зато живот большой. Это выглядит не очень красиво - потому что преобладающий в мире идеал маленького живота очень стар; и тем не менее дыхание животом более естественно, с его помощью можно лучше расслабиться.

Ночью, когда вы спите, вы дышите не грудью, а животом. Вот почему ночью вам удается расслабиться. Утром, после сна, вы чувствуете, что посвежели и помолодели, ведь всю ночь вы дышали естественным образом... вы были в Японии!

Это две точки: если вы боитесь, что дыхание животом и внимательное наблюдение за тем, как он поднимается и опускается, нарушит вашу атлетическую форму... а мужчины могут быть очень озабочены своей атлетической формой, тогда вам лучше сосредоточить свое наблюдение на ноздрях. Дыхание входит - наблюдайте, дыхание выходит - наблюдайте.

Таковы эти три способа, подойдет любой из них. Если хотите выполнять два способа сразу, можете это делать, ваше усилие станет более интенсивным. Если хотите выполнять сразу три способа, можете делать и это, в таком случае вероятность успеха еще более возрастет. Вам решать, какой способ вы изберете; выбирайте тот, который для вас проще.

Запомните: то, что проще, - правильнее.

Когда медитация обретет корни, а ум умолкнет, - ваше эго исчезнет. Вы останетесь, но никакого ощущения «я» не будет. Значит, двери открыты.

Теперь с любовной жаждой, с открытым сердцем ждите этот великий момент - величайший момент в жизни любого человека: ждите просветления.

Оно придет... оно непременно придет. Оно никогда не задерживается ни на одно мгновение. Как только вы настроитесь на правильную волну, оно внезапно ворвется в вас и преобразит вас.

Старый человек умер, пришел новый.

Сидение

Отыщите удобную позу, в которой можно сохранять бдительность на протяжении 40-60 минут. Спина и голова выпрямлены, глаза закрыты, дыхание обычное. Старайтесь не двигаться, меняйте позу лишь в том случае, если это действительно необходимо.


Главное во время сидения - наблюдать, как в точке чуть выше пупка вдох и выдох поднимает и опускает живот. Это не техника концентрации, поэтому во время наблюдения за дыханием ваше внимание будут отвлекать разные посторонние вещи. Но в випассане ничто не может быть помехой, поэтому, когда возникнет какая-либо помеха, прекратите наблюдать за дыханием и уделите внимание ей, а потом снова вернитесь к дыханию. Помехой может быть мысль, чувство, суждение, телесное ощущение, впечатление из внешнего мира и т. д.

Важен сам процесс наблюдения, а то, что вы наблюдаете, уже не так важно, и потому помните: не отождествляйтесь со всем тем, что к вам приходит; в вопросах и проблемах можно видеть таинства, приносящие вам наслаждение!


Ходьба по методу випассаны

Это обычная медленная ходьба, в основе которой - осознавание ног, касающихся земли.

Можно ходить по кругу или по прямой линии, 10-15 шагов туда и обратно, внутри или вне помещения. Глаза следует опустить, смотрите на землю в нескольких шагах впереди. Во время ходьбы внимание нужно направить на то, как каждая нога по очереди касается земли. Если возникнет какая-либо помеха, переключите свое внимание с ног на помеху, а затем снова на ноги.

Та же техника, что и при сидении, только объект наблюдения иной. Ходить следует 20-30 минут.

НАБЛЮДАЙТЕ ЗАЗОР В ДЫХАНИИ

Шива сказал: Лучезарная, это переживание может забрезжить между двумя дыханиями. После того, как дыхание вошло внутрь (вниз) и сразу перед его обращением вверх (наружу) - благодать.

Когда ваше дыхание входит внутрь, наблюдайте. Прежде чем оно поворачивает вверх, прежде чем оно поворачивает наружу, на одно мгновение, на одну тысячную долю мгновения, никакого дыхания нет. Дыхание вошло внутрь, в определенный момент оно останавливается. Затем дыхание выходит наружу. Когда дыхание вышло, вновь на одно мгновение или на долю мгновения, оно останавливается. Затем дыхание снова входит внутрь.

Прежде чем дыхание повернет внутрь или наружу, возникает такой момент, когда вы не дышите. В этот момент совершается великое событие, ибо когда вы не дышите, вы не находитесь в этом мире. Поймите следующее: когда вы не дышите, вы мертвы; вы пребываете здесь, но вы мертвы. Однако этот момент настолько мал, что вы его не замечаете.

Вдох - это новое рождение; выдох - смерть. Выдох равносилен смерти; вдох равносилен жизни. С каждым дыханием вы умираете и рождаетесь вновь. Зазор между двумя дыханиями чрезвычайно мал, однако пристальное наблюдение и внимание помогут вам уловить этот зазор. И тогда ничего другого не нужно. Вы блаженны. Вы познали; событие совершилось.

Не нужно тренировать дыхание. Оставьте его таким, как есть. Но почему такая простая техника? Можно ли с такой простой техникой познать истину? Познать истину - значит познать то, что не рождается и не умирает, познать тот вечный элемент, который существует всегда. Вы можете знать выдох, можете знать вдох, но вам неведом зазор между двумя дыханиями.

Попробуйте проделать это. И внезапно вы попадете в точку - вы способны попасть в нее: вы уже в ней. К вам и к вашему устройству ничего не надо добавлять: вы уже в ней. Все уже есть за исключением определенной доли осознавания. Так как же это сделать? Сначала осознавайте вдох. Наблюдайте его. Забудьте все: просто наблюдайте вдох - наблюдайте его прохождение. Когда дыхание касается ваших ноздрей, ощущайте его в них. Затем пусть оно двинется внутрь. Двигайтесь вместе со вдохом при полном сознании. Когда вы опускаетесь вместе с дыханием, не упускайте его. Не забегайте вперед; не плетитесь позади. Идите вместе с дыханием. Помните: не забегайте вперед; не следуйте за ним подобно тени. Двигайтесь одновременно с ним.

Дыхание и сознание должны стать одним. Дыхание входит внутрь; вы тоже входите внутрь. Только тогда вам удастся попасть в зазор между двумя дыханиями. Это нелегко.

Двигайтесь внутрь вместе со вдохом, двигайтесь наружу вместе с выдохом: внутрь - наружу, внутрь - наружу. Будда чаще всего пользовался этим методом, поэтому он стал буддистским. В буддистской терминологии он известен как «Анапанасати йога». В основе просветления Будды лежала эта техника - именно она.

Если практиковать сознательное дыхание, осознавание дыхания, то однажды, сами не подозревая об этом, вы окажетесь в этом зазоре. По мере того, как ваше осознавание будет обостряться, углубляться и усиливаться, по мере того, как ваше осознавание будет входить в зазор - мир будет вам открываться; весь мир, вся область вашего сознания будет состоять из вашего вдоха и выдоха - и внезапно вы окажетесь в зазоре, в котором нет дыхания.

Если вы очень внимательно двигаетесь вместе с дыханием, и вот никакого дыхания нет, как вы можете оставаться неосознающим? Вы осознаете вдруг, что дыхания нет, наступит такой момент, когда вы почувствуете, что нет ни выдоха, ни вдоха. Дыхание полностью остановилось. В этой остановке - «благодать».

НАБЛЮДАЙТЕ ЗАЗОР, НАХОДЯСЬ НА БАЗАРНОЙ ПЛОЩАДИ

Шива сказал: Занимаясь мирскими делами, будь внимательна между двумя дыханиями, и так упражняясь, через несколько дней ты родишься заново.

Что бы вы ни делали, удерживайте свое внимание в зазоре между двумя дыханиями. Практиковать это необходимо и во время деятельности.

Мы уже обсудили одну очень похожую технику медитации. Новая техника отличается лишь тем, что ее нужно практиковать в то время, когда вы заняты мирскими делами. Не практикуйте ее, отложив все дела. Эту технику следует практиковать тогда, когда вы что-то делаете. Вы едите: ешьте и будьте внимательны к зазору. Вы гуляете: гуляйте и будьте внимательны к зазору. Вы отправляетесь спать: ложитесь, засыпайте, но будьте внимательны к зазору.

Почему во время деятельности? Потому что деятельность отвлекает ваш ум. Деятельность обращает на себя ваше внимание. Не отвлекайтесь. Сосредоточьтесь на зазоре и не прекращайте деятельности; пусть она продолжается. У вас окажется два слоя существования - делание и бытие.

Мы обладаем двумя слоями существования: миром делания и миром бытия, окружностью и центром. Продолжайте работать на периферии, на окружности; не прекращайте работы. Но одновременно внимательно работайте в центре. Что произойдет? Ваша деятельность станет лицедейством, как будто вы играете роль.

Если вы продолжите практиковать этот метод, вся ваша жизнь станет нескончаемой драмой. Вы окажетесь актером, играющим роль, но при этом будете постоянно сосредоточены на зазоре. Если вы забываете о зазоре, тогда вы не играете роль, вы стали ролью. Тогда это не драма. Вы по ошибке приняли ее за жизнь. Именно это мы и делаем. Каждый считает, что он живет жизнь. Но это не жизнь, а всего лишь роль - роль, которую вручило вам общество, обстоятельства, культура, традиция, страна, ситуация. Вам дали роль. Вы ее играете; вы отождествились с ней. Чтобы нарушить это отождествление, воспользуйтесь указанной техникой.

Эта техника предназначена для того, чтобы сделать вашу жизнь психодрамой - просто игрой. Вы сфокусированы на зазоре между двумя дыханиями, а жизнь продолжается, продолжается на периферии. Если ваше внимание находится в центре, тогда на периферии его нет; на периферии находится разве что «вспомогательное внимание». Оно просто случается где-то рядом с вашим вниманием. Вы можете ощущать его, можете знать о нем, но это не имеет значения. Оно как будто не имеет к вам отношения.

Повторяю еще раз: если вы будете практиковать эту технику, вся ваша жизнь будет происходить как будто не с вами, а с кем-то другим.

Если вы сумеете что-нибудь сделать с дыханием, вы неожиданно повернете в настоящее.

Если вы сумеете что-нибудь сделать с дыханием, вы достигаете источника жизни. Если вы сумеете что-нибудь сделать с дыханием, вы сможете преодолеть время и пространство. Если вы сумеете что-нибудь сделать с дыханием, вы будете в мире и одновременно - вне его.

Ошо. "Медитация: первая и последняя свобода".

Календарь практик в Центре СемиЗнание: http://сайт/kalendar

в ВК:https://vk.com/club48949268, https://vk.com/event162743272

в ФБ:https://www.facebook.com/semiznanie/

#семизнание #медитация #випассана #йога #тантра #пробуждение #просветление #осознанность #дыхание

Випассана - это медитационная техника, которая сделала просветленными больше людей, чем какая-либо другая, ибо випассана - это сама сущность. Во всех других техниках имеется такая же сущность, но в иных формах; в них входит и кое-что несущественное. Но випассана - это чистая сущность. Вы ничего не можете из нее выбросить и ничего к ней добавить.

Випассана настолько проста, что выполнить ее может даже ребенок. Более того, ребенку она удастся лучше, чем вам, потому что он еще чист и невинен и не заполнен отбросами ума.

Випассану можно выполнять тремя способами - вы можете выбрать себе тот, который подходит вам лучше.

Первый способ: осознавание своих действий, своего тела, ума, сердца. Гуляя, вы должны гулять с осознаванием. Двигая рукой, двигать ею с осознаванием, твердо зная, что вы двигаете рукой. Ведь вы можете делать это совершенно бессознательно, как механическое устройство… вы на утренней прогулке - вы можете гулять, не осознавая своих ног.

Будьте бдительны к движениям своего тела. Когда вы едите, будьте бдительны к движениям, необходимым для еды. Принимая душ, будьте бдительны к прохладе, к падающей на вас воде, к проистекающей из этого огромной радости - просто будьте бдительны. Это не должно происходить в бессознательном состоянии.

То же самое относительно ума. Какая бы мысль ни пробегала по экрану вашего ума, оставайтесь наблюдателем. Какая бы эмоция ни пробегала по экрану вашего сердца, оставайтесь свидетелем - не вовлекайтесь, не отождествляйтесь, не оценивайте, что хорошо, а что плохо; это не должно быть частью вашей медитации.

Второй способ: дыхание, осознавание дыхания. Когда вы вдыхаете, ваш живот поднимается, а когда выдыхаете - опускается. Поэтому второй способ выполнения випассаны - это осознавать живот: его подъем и опускание. Просто осознавайте поднимающийся и опускающийся живот, а живот находится очень близко к жизненным источникам, потому что ребенок соединен с жизнью матери через пупок. За пупком находится источник его жизни. Поэтому когда живот поднимается и опускается, то с каждым вдохом и выдохом поднимается и опускается жизненная энергия, источник жизни. Это тоже не трудно, а, возможно, еще и легче, поскольку представляет собой отдельную технику.

При первом способе вы должны осознавать тело, осознавать ум, осознавать свои эмоции, настроение. Поэтому первый способ включает в себя три шага. Во втором же способе всего один шаг: только живот - поднимающийся и опускающийся, а результат тот же самый. По мере того, как вы начинаете осознавать свой живот, ум умолкает, сердце успокаивается, эмоции исчезают.

Третий способ: заключается в осознавании дыхания там, где оно входит в тело. Ощущайте его в этой точке - в полярной животу точке - ощущайте его, когда оно проходит через ноздри. Дыхание, попадая внутрь, охлаждает ваши ноздри. Затем выходит наружу… входит внутрь, выходит наружу.

Это тоже возможно. Мужчинам это дается проще, чем женщинам. Женщина лучше осознает свой живот. Большинство мужчин не умеет дышать животом. Их грудная клетка вздымается вверх и опускается вниз, поскольку в мире возобладала неправильная разновидность спорта. Конечно, если ваша грудная клетка высоко поднята, а живот сведен почти на нет, это придает вашему телу более красивые очертания.

Мужчина перешел на дыхание грудью, поэтому его грудная клетка становится все больше, а живот уменьшается. Ему кажется, что это более атлетично.

Повсюду в мире, за исключением Японии, спортсмены и их тренеры подчеркивают, что нужно дышать, расширяя грудную клетку и втягивая живот. Их идеалом служит лев с большой грудной клеткой и маленьким животом. «Будь как лев!» - для атлетов, гимнастов и всех, кто работает с телом, стало правилом.

Единственным исключением является Япония, где не заботятся о широкой грудной клетке и втянутом животе. Втягивание живота требует определенной дисциплины; втягивание живота неестественно. Япония выбрала естественный путь, поэтому японская статуя Будды может вас удивить. Таким образом вы без труда определите, индийская перед вами статуя или японская. У индийских статуй Гаутамы Будды вполне атлетическое тело: живот очень маленький, а грудь широкая. Японский же Будда совершенно иной: его грудь почти бездействует, потому что он дышит животом, зато живот большой. Это выглядит не очень красиво - потому что преобладающий в мире идеал большого живота очень стар; и, тем не менее, дыхание животом более естественно, с его помощью можно лучше расслабиться.

Ночью, когда вы спите, вы дышите не грудью, а животом. Вот почему ночью вам удается расслабиться. Утром, после сна, вы чувствуете, что посвежели и помолодели, ведь всю ночь вы дышали естественным образом… вы были в Японии!

Это две точки: если вы боитесь, что дыхание животом и внимательное наблюдение за тем, как он поднимается и опускается, нарушит вашу атлетическую форму… а мужчины могут быть очень озабочены своей атлетической формой, тогда вам лучше сосредоточить свое наблюдение на ноздрях. Дыхание входит - наблюдайте, дыхание выходит - наблюдайте.

Таковы эти три способа, подойдет любой из них. Если хотите выполнять два способа сразу, можете это делать, ваше усилие станет более интенсивным. Если хотите выполнять сразу три способа, можете делать и это, в таком случае вероятность успеха еще более возрастет. Вам решать, какой способ вы изберете; выбирайте тот, который для вас проще.

Запомните: то, что проще, - правильнее.

Когда медитация обретет корни, а ум умолкнет, - ваше эго исчезнет. Вы останетесь, но никакого ощущения «я» не будет. Значит, двери открыты.

Теперь с любовной жаждой, с открытым сердцем ждите этот великий момент - величайший момент в жизни любого человека: ждите просветления.

Оно придет… оно непременно придет. Оно никогда не задерживается ни на одно мгновение. Как только вы настроитесь на правильную волну, оно внезапно ворвется в вас и преобразит вас.

Старый человек умер, пришел новый.

Сидение

Отыщите удобную позу, в которой можно сохранять бдительность на протяжении 40-60 минут. Спина и голова выпрямлены, глаза закрыты, дыхание обычное. Старайтесь не двигаться, меняйте позу лишь в том случае, если это действительно необходимо.

Главное во время сидения - наблюдать, как в точке чуть выше пупка вдох и выдох поднимает и опускает живот. Это не техника концентрации, поэтому во время наблюдения за дыханием ваше внимание будут отвлекать разные посторонние вещи. Но в випассане ничто не может быть помехой, поэтому, когда возникнет какая-либо помеха, прекратите наблюдать за дыханием и уделите внимание ей, а потом снова вернитесь к дыханию. Помехой может быть мысль, чувство, суждение, телесное ощущение, впечатление из внешнего мира и т. д.

Важен сам процесс наблюдения, а то, что вы наблюдаете, уже не так важно, и потому помните: не отождествляйтесь со всем тем, что к вам приходит; в вопросах и проблемах можно видеть таинства, приносящие вам наслаждение!

Ходьба по методу випассаны

Это обычная медленная ходьба, в основе которой - осознавание ног, касающихся земли.

Можно ходить по кругу или по прямой линии, 10-15 шагов туда и обратно, внутри или вне помещения. Глаза следует опустить, смотрите на землю в нескольких шагах впереди. Во время ходьбы внимание нужно направить на то, как каждая нога по очереди касается земли. Если возникнет какая-либо помеха, переключите свое внимание с ног на помеху, а затем снова на ноги.

Та же техника, что и при сидении, только объект наблюдения иной. Ходить следует 20-30 минут.

Как утверждал Будда, причина страданий человека кроется в привязанности к телу и уму. Людям нравится смотреть на приятные вещи, в то время как неприятное зрелище вызывает отвращение, однако и в том и в другом случае это иллюзия, вызванная оценочными суждениями ума. То же самое касается всех остальных органов чувств – какие-то вещи вызывают негативные эмоции, какие-то – позитивные. Казалось бы – избегай всего неприятного, стремись к тому, что доставляет удовольствие, и обретешь счастье. Однако все не так просто. Следуя учению Будды, счастье такая же причина страданий, как и несчастье. Получив страстно желаемое, человек начинает опасаться потери того, что далось с таким трудом – он уже не в состоянии наслаждаться своим достижением в полной мере.

Через некоторое время, обретенное постепенно начинает терять свою ценность в глазах человека – вещи надоедают, отношения теряют свою остроту, ощущения притупляются. Ум начинает искать новых впечатлений и все начинается сначала – желание, стремление, достижение, страх потери или разочарование.

Как же остановить этот вечный бег по кругу?

Випассана – реальность как она есть

Обычный человек ежесекундно культивирует умственное отношение к окружающей действительности, его ум постоянно занят диалогом с самим собой, построением различных мысленных конструкций, воспоминаниями о прошлом и размышлениями о будущем.

Если внимательно понаблюдать за собственным умом, можно ясно увидеть, что мысли и чувства являются нашим собственным творением, за которое мы несем полную ответственность. Обращая внимание на постоянное изменение собственных чувств, можно научиться воздерживаться от эмоциональных реакций. Оскорбленный ум порождает оскорбленные чувства, которые раздражают и тревожат. Наблюдение за собственными мыслями позволяет избежать негатива.

Буддизм, как и некоторые другие учения, утверждает, что человек это не тело, не эмоции и даже не ум, а нечто большее. Различные медитативные практики направлены как раз на поиски истинной сути.

Випассана пожалуй самый распространенный в буддийской традиции вид медитации. Можно сказать, что это суть учения Будды. Сатипаттана-сутту (Гимн пробуждения сознания) можно назвать инструкцией по практике випассаны, оставленной Буддой для ищущих освобождения.

Практика випассаны

Будда говорил своим монахам, что они должны пойти в уединенное место, сесть и практиковать четыре типа внимательности, которые помогут развитию осознанности:

  • кайанупассана (постоянное наблюдение за телом);
  • ведананупассана (постоянное наблюдение за ощущениями);
  • читтанупассана (постоянное наблюдение за умом);
  • дхамманупассана (постоянное наблюдение за содержанием ума).

Кайянупассана — медитация на теле. Она включает в себя наблюдение за дыханием (анапана-сати). Осознанные вдохи, выдохи и их соединение – суть этого метода. Наблюдая за дыханием, подъемом и опаданием живота, ум перестает блуждать в мысленных дебрях, концентрируясь на ощущениях. Однако не следует погружаться в дыхание – чрезмерная концентрация на какой-либо части тела приводит к тому, что ум перестает осознавать. Блуждание ума прекращается, мысли успокаивается, но и только – истинную мудрость таким способом не обрести.

Веданупассана — осознанность чувств. В этой технике следует концентрироваться на таких чувствах, как желание и отвращение, приятных и неприятных. Помня о чувствах, наблюдая их, можно понять, что они не являются чем-то постоянным. Эта идея непостоянства «опрокидывает три нездоровых корня» — жадность, заблуждение и отвращение, что в свою очередь, приводит к мудрости.

По своей природе чувства можно разделить на пять видов:

  • физически приятное чувство;
  • физически неприятное чувство;
  • психически приятное чувство;
  • психически неприятное чувство;
  • сбалансированное или нейтральное.

Непрерывно и отстраненно наблюдая за своими чувствами, дистанцируясь от них, человек учится отделять себя от своих эмоций. Прежде чем бурно отреагировать на оскорбление или обиду, следует дать себе маленькую паузу, спросив себя – почему я так реагирую? Что именно вызывает такой негатив? Как правило, после этого негативная реакция не возникнет или будет не такой бурной.

Читтанупассана — осознание разума. Здесь предлагается сосредоточиться на различных функциях разума: пробуждении желаний, их растворении; пробуждении гнева, его действии и т.д. Таким образом, сдерживаются потоки мыслей возникающие в уме. Это можно сравнить с контролем над изменениями ума, которому учит йога Патанджали.

Наблюдая за своими мыслями и отделяя их от себя, человек учится понимать, что он не эти мысли и не разум их порождающий. В начале практики отрицательные мысли меняются на положительные. Впоследствии следует освободить свой разум и от них тоже. Истинная цель — освободиться от каких-либо привязанностей вообще, неважно ненависть это или любовь. Поначалу существует постоянный наблюдатель за процессом, но с упорной практикой даже этот очевидный наблюдатель исчезает.

Дхамманупассана — осознанность умственных объектов. На этой заключительной стадии випассаны следует концентрироваться на пяти умственных препятствиях (лени, гневе, сомнении, похоти, жадности); пяти совокупностях цепляния ума (формирование форм, самих формах, их восприятии, возникновении чувства, как следствия, и умственной реакции на них); шести внутренних основаниях чувств (корнях глаз, ушей, носа, кожи, языка и ума); и, наконец, одним положительным элементом является созерцание семи факторов просветления.

Это приводит к истинной мудрости и достижению освобождения от экзистенциальных страданий. Такова схема випассаны-бхавана – «видения как есть».

Випассана Гоенки

В современном мире обычному человеку трудно по примеру учеников Будды бросить все, пойти и сесть практиковать. Да и уединенное место в наше время найти не так легко, особенно тем, кто живет в мегаполисе. Именно с учетом современных реалий в 70-х годах ХХ века Шри Сатья Нараян Гоенка создал собственную версию випассаны.

Для достижения ощутимых результатов желающим рекомендуется пройти 10-дневный ретрит в специальных медитационных центрах. Фиксированная плата за обучение и проживание в таких центрах не взимается, они функционируют за счет добровольных пожертвований, которые каждый практикующий вносит по окончании ретрита. Техника медитации, которая преподается на таких курсах, хотя и восходит к буддийской традиции, не требует смены религиозных убеждений. Гоенка утверждал, что Будда не учил сектантской религии, а учил Дхамме – пути освобождения, который является универсальным.

Участникам, практикующим методику випассаны Гоенки в медитационных центрах, предлагается воздерживаться от любых других религиозных или медитативных практик на протяжении всего курса. По приезду следует отключить или сдать мобильные телефоны и по возможности избегать контактов с окружающими. Запрещается читать и слушать музыку. Несмотря на то, что обычно участников курса селят по нескольку человек в комнате, организаторы настоятельно рекомендуют не вступать в разговоры между собой. Важным условием получения результата от практики является соблюдение молчания в течение всех 10 дней. Почти все свободное время посвящается медитациям – как групповым в общем зале, так и уединенным. Часть времени уделяется лекциям и объяснениям что именно и как делать.

Во время такого курса, ум, лишенный притока внешних впечатлений поначалу пытается концентрироваться на внутренних ощущениях и переживаниях, однако интенсивная медитативная практика не дает ему такой возможности.