Когнитивно деструктивный диссонанс. Когнитивный диссонанс в психологии

Когнитивный диссонанс: как распознать проблему и справиться с ней Гармоничное восприятие окружающего мира и собственной личности считается неотъемлемым качеством счастливого человека. Одной из распространенных психологических проблем является возникновение когнитивного диссонанса, что сопровождается выраженным моральным и эмоциональным дискомфортом. Этот термин был представлен миру Фрицом Хайдером в 1944 году, а в дальнейшем Леоном Фестингером была разработана теория, объясняющая причины и механизм возникновения диссонанса.

Когнитивный диссонанс возникает вследствие наличия у человека нескольких противоречивых когниций. Под когнициями следует понимать любые идеи, знания, умозаключения, моральные ценности и даже эмоциональные реакции на происходящее вокруг. При появлении противоречивых когнитивных элементов человек испытывает сильный психологический дискомфорт и на подсознательном уровне ищет пути решения этой проблемы.

Когнитивный диссонанс: причины возникновения

Причины когнитивного диссонанса лучше всего объясняет предложенная Леоном Фестингером в 1957 году одноименная теория. Чтобы лучше понять значение термина «когнитивный диссонанс» следует знать, что диссонанс – это нарушение гармонии, возникновение противоречий в определенной слаженной структуре, в данном случае – когнитивной, то есть связанной с процессами познания.

Выделяют несколько основных причин возникновения когнитивного диссонанса, к которым относятся:

  • Логическое несоответствие между определенным процессом или явлением со знаниями и представлениями о нем;
  • Несовпадение индивидуального мнения человека с мнениями большинства окружающих его людей;
  • Несовпадение ранее приобретенного опыта и повторившейся ситуации;
  • Следование культурным обычаям или традиционно сложившейся модели поведения вопреки собственному мнению о них;

Впервые возникшее или продолжающее на протяжении некоторого времени внутреннее противоречие – вот что значит когнитивный диссонанс для простого человека. С когнитивным диссонансом в той или иной степени хотя бы раз на протяжении жизни сталкивался каждый человек, и реакция на возникновение этого состояния может быть самой разной. Однако общим для всех является поиск оправдания противоречия и несоответствия для того, чтобы вернуть баланс в систему своих знаний и убеждений.

Кроме выделения основных причин когнитивного диссонанса в своей теории Фестингер сформулировал две основные гипотезы того, как человек может действовать, чтобы устранить возникший психологический дискомфорт. Согласно первой гипотезе человек направит свои силы на полное устранение или снижение несоответствия между когнициями. Он будет искать дополнительную информацию, подтверждающую его правоту или опровергающую новую информацию. Вторая гипотеза предполагает избегание человеком ситуаций, усиливающих когнитивный диссонанс, и даже собственных воспоминаний и мыслей о нем.

Если поинтересоваться у человека, что значил когнитивный диссонанс для него и с какими эмоциями он его ассоциировал, то большинство людей вспомнит о неловкости и снижении уверенности в себе. Такое состояние в целом негативно отражается не только на состоянии психоэмоциональной сферы, но по истечению времени может привести к развитию серьезных проблем со здоровьем. Поэтому при когнитивном диссонансе у человека срабатывают защитные механизмы, которые заключаются в оправдании своих мыслей и поступков или в их полном игнорировании.

Когнитивный диссонанс может быть обусловлен недостаточно внимательным восприятием окружающего мира, неумением выявить причинно-следственные связи в той или иной ситуации, незнанием каких-либо вопросов. Все эти проблемы решаются тренировками на ресурсе BrainApps, где сосредоточено большое количество игр и полезных статей для совершенствования личности.

Когнитивный диссонанс: примеры

Чтобы лучше понять, что такое когнитивный диссонанс, примеры из жизни подходят больше всего. Человек может столкнуться с когнитивным диссонансом в любом возрасте, но не каждый может распознать это неприятное явление. Одним из самых простых и понятных примеров являются курящие или злоупотребляющие алкоголем люди. Информация о вреде сигарет и спиртных напитков поступает к человеку буквально на каждом шагу, однако он не спешит менять свои привычки.

Злостный курильщик или любитель алкоголя при когнитивном диссонансе может оправдывать себя сложными жизненными обстоятельствами, необходимостью релаксации и отстранения от повседневных проблем, однако, несмотря на все это, он прекрасно знает, что наносит непоправимый вред своему здоровью. В последующем он может начать изучить информацию, которая подтвердит, что никотин или алкоголь – не такие уж и опасные вещества, а в некоторых случаях даже полезны. Также, скорее всего, он начнет избегать любых разговоров о своих вредных привычках и негативно реагировать на любые попытки напомнить о вреде для его здоровья. Именно такая ситуация ярко иллюстрирует когнитивный диссонанс и естественную реакцию на него человека.

В случае с курением или алкоголем когнитивный диссонанс очень выражен из-за психологической и физической зависимости от наркотических веществ. Однако проблема может появиться вследствие и других жизненных обстоятельств. Очень часто с когнитивным диссонансом сталкиваются при необходимости сделать конкретный выбор. Также общение и взаимодействие с другими людьми вызывает когнитивный диссонанс, обычно примеры такого диссонанса может привести любой человек из своего собственного жизненного опыта.

Например, у вас попросил в долг знакомый, который славится своим небрежным отношением к деньгам и пристрастием к азартным играм. Вы прекрасно знаете, что у него большие финансовые трудности, и он уже несколько раз не отдавал долг вам и другим людям. Однако вы одалживаете ему определенную сумму денег и начинаете испытывать сильный психологический дискомфорт из-за когнитивного диссонанса, ведь приобретенный ранее опыт и информация указывают на то, что вы приняли неверное решение. Чтобы заглушить возникший когнитивный диссонанс вы можете начать оправдывать сой поступок верой в лучшее, жалостью или щедростью, а также попытаетесь избегать разговоров об этой ситуации с семьей и друзьями.

Еще одним ярким примером когнитивного диссонанса можно назвать популярный эксперимент, иллюстрирующий влияние общественного мнения на человека. Из группы заранее выбирают одного участника и показывают ему, например, красный предмет. Потом спрашивают, какого цвета этот предмет у выбранного участника и у остальных представителей группы. Большинство, следуя предварительной договоренности, настаивают на том, что показанный предмет синего цвета. Если человек, который собственными глазами видел красный цвет, согласится с мнением большинства, то он испытает сильный когнитивный диссонанс и будет чувствовать себя морально и психологически плохо.

Разобрав понятия когнитивного диссонанса на обычных, бытовых примерах, легче проанализировать свое поведение и поведение других людей, а также выбрать правильную тактику дальнейших действий. Каждый человек в большинстве случаев может справиться с этой проблемой, если признает ее существование. Поэтому если вы заподозрили у себя когнитивный диссонанс, примеры из жизни других людей или прошлого опыта помогут быстрее избавиться от неприятных ощущений и обрести внутреннюю гармонию.

Как справиться с когнитивным диссонансом

Возникновение когнитивного диссонанса не следует воспринимать как нечто ужасное и непоправимое. Каждый человек имеет право на ошибочные суждения и поступки, а информация, поступающая извне, не всегда является абсолютно верной. Поэтому если вы столкнулись с проблемой когнитивного диссонанса лучше выбрать одну из следующих тактик поведения:

  1. Рассмотреть ситуацию с другой точки зрения. Эта тактика подходит для излишне самоуверенных людей, которые с трудом могут смириться с собственной неправотой. Очень важно признать возможность ошибки или заблуждения со своей стороны, и в таком случае когнитивный диссонанс исчезает сам по себе. Например, негативные последствия вашего поступка объясняются допущенной вами ошибкой. В таком случае ситуация является логичной и психологический дискомфорт значительно снижается;
  2. Изменить модель поведения. Это необходимо, если вы точно знаете, что своими поступками или бездействием вредите себе или своим близким. Например, женщина уже длительное время мучается от головной боли и бессонницы и знает, какие последствия могут быть при игнорировании проблемы, но постоянно откладывает визит к врачу из-за страха или отсутствия свободного времени. В этой ситуации к симптомам болезни добавляются признаки когнитивного диссонанса и общее состояние женщины только ухудшается. Как только она посетит доктора, исчезнет психологический дискомфорт, ведь она поступила так, как считала правильным;
  3. Не зацикливаться на прошлом. Если в прошлом вы совершили какой-либо поступок, который шел вразрез с вашими собственными убеждениями и принципами, то не следует постоянно воскрешать это событие в памяти. Расценивайте последствия когнитивного диссонанса как опыт и старайтесь больше не совершать ту же ошибку;

Также желательно предотвращать возникновение когнитивного диссонанса. Для этого следует стараться поступать в соответствии с полученным ранее опытом и знаниями и не отступать от своих убеждений и идей. Однако зацикленность на собственной правоте также не поможет, всегда нужно быть готовым пересмотреть или дополнить уже имеющиеся у вас сведения о каком-либо явлении или ситуации. Не нужно категорически не принимать мнение или поступки других людей, всегда старайтесь раздобыть больше информации о разных точках зрения.

Наличие когнитивного диссонанса часто подразумевает попадание в неординарную и, на первый взгляд, безвыходную ситуацию. В таком случае необходимо быстро проанализировать проблему и найти абсолютно новое решение. Это позволит не зацикливаться на явлении диссонанса и успешно справиться с ним. Ускорение мышления и его креативность являются ключевыми факторами в подобной ситуации, а развить их помогут игры на сайте BrainApps.

Когнитивный диссонанс не всегда является абсолютно негативным фактором. Иногда именно благодаря возникновению когнитивного диссонанса личность получает мощный стимул к развитию, работе над собой и самосовершенствованию. В повседневной жизни избежать появления противоречивых чувств, поступков и знаний практически невозможно, однако всегда можно найти способ рассмотреть ситуацию с разных ракурсов и восстановить гармонию.

Каждый человек хоть раз в жизни переживал странное чувство, когда новая информация не соответствует представлению и знаниям о ней, полученным раннее. Такому состоянию в 1944 году Фриц Хайдер первым дал определение – когнитивный диссонанс, а Леон Фестингер в 1957 году разработал его теорию.

Когнитивный диссонанс - что это?

Изучив основные принципы теории, психологи пришли к выводу, что когнитивный диссонанс – это психологический дискомфорт, который вызван несоответствием между имеющимися понятиями, представлениями и поступающей новой информацией. К частым приводят такие мотивы и аспекты несоответствия:

  • религиозные;
  • моральные;
  • ценностные;
  • эмоциональные.

Когнитивный диссонанс - психология

У каждого индивида за определенный отрезок времени накапливается некоторый опыт. Однако преодолевая временные интервалы, он вынужден функционировать согласно существующим обстоятельствам, которые не стыкуются с полученными ранее знаниями. Это вызывает внутренний психологический дискомфорт, для послабления которого нужно найти компромисс. Когнитивный диссонанс в психологии – это значит попробовать объяснить причину поступка человека, его действия в многообразии жизненных ситуаций.

Причины когнитивного диссонанса

Явление когнитивного диссонанса может появиться по нескольким причинам. К распространенным провоцирующим факторам психологи относят следующие:

  • Несоответствие понятий и идей, на которых основывается то или иное принимаемое решение.
  • Разные жизненные убеждения по сравнению с нормами, принятыми в обществе или в определенном коллективе.
  • Бунтарский дух противоречия, который вызван нежеланием подчиняться этическим и культурным общественным нормам, особенно, если они идут вразрез с законодательной базой.
  • Несоответствие данным, которые получены в итоге какого-либо опыта, условий или ситуации.

Когнитивный диссонанс - симптомы

Состояние когнитивного диссонанса может проявляться по-разному. У большинства первые сигналы появляются в трудовом процессе. Затруднена мозговая деятельность, а ситуации, требующие анализа, могут выйти из-под контроля. Новая информация воспринимается с большим трудом, и сделать вывод – проблема. На поздних стадиях может нарушаться речевая функция, при этом человеку становится трудно сформулировать мысль, подобрать правильные слова и просто их произнести.

Когнитивный диссонанс подвергает основному удару память. Первыми стираются события, происходящие недавно. Следующим тревожным сигналом становится исчезновение воспоминаний из юношеских и детских лет. Менее распространенный, однако, его нужно учитывать – отсутствие способности . Человеку становится трудно уловить суть разговора, постоянно просит повторить некоторые предложения или отдельные фразы. Все это симптомы свидетельствуют о необходимости консультации с невропатологом.

Когнитивный диссонанс - виды

Многие психологи считают, что эмоция – это не психическое состояние, а ответ человеческого организма на определенную ситуацию. Существует теория, по которой когнитивно-эмоциональный диссонанс определяется как состояние с отрицательными эмоциями, возникающее при получении психологически противоречивых сведений. Изменить ситуацию поможет ситуация, при которой появятся ожидаемые результаты.

Когнитивный диссонанс - лечение

Когнитивный диссонанс личности напрямую связан с причинами возникновения нарушения. Терапия должна быть направлена на коррекцию и устранение патологических состояний в работе мозга. Для лечения основного заболевания, улучшения и восстановления когнитивных функций специалисты назначают целый ряд лекарственных средств, обладающих нейропротекторными свойствами. Это помогает предупредить когнитивные нарушения в дальнейшем.


Когнитивный диссонанс - книги

Считается, что книга – это лучший источник знаний. Выпущено множество трудов, в которых описано понятие когнитивный диссонанс внутриличностный конфликт и дисгармония (в переводе с латыни). В различных источниках приведены виды психических состояний, причины появления и способы борьбы с некоторыми из них. К основным изданиям психологи относят:

  1. «Теория когнитивного диссонанса» Леон Фестингер. Книга значительным образом повлияла на развитие социальной психологии в мире. В ней подробно проанализировано и описано несколько ключевых вопросов. Например, понятие когнитивного диссонанса и его теория, особенность социальных и психологических явлений, приемы и техники психологического влияния.
  2. «Психология влияния» Роберт Чалдини. Большинство отечественных и западных психологов признали пособие лучшим по вопросам конфликтологии, социальной психологии и менеджмента.
  3. «Когнитивный диссонанс» Алина Марчик. Все должно быть гармонично (чувства, эмоции, убеждения) в противном случае человеку гарантирован дискомфорт, от которого он избавляется разными путями. Новый боевик с элементами детектива оценят любители загадок и ребусов – он пропитан историями и приключениями. Автор дала загадку, на которую может быть столько ответов, сколько человек читают книгу. А как поступили главные герои?

Когнитивный диссонанс - это выход из эмоциональной зоны комфорта, который спровоцирован состоянием внутреннего противоречия, отрицания или растерянности. Он может явиться причиной глубокой депрессии или сильнейшего стресса. Само по себе состояние диссонанса неопасно, но неумение распознать его и справиться с ним приведет к накоплению психоэмоционального напряжения, которое потребует лечения.

Психологический дискомфорт при правильном понимании и отношении является своеобразным тренажером деятельности головного мозга. Он учит мозг лояльности, концентрации и тренирует способность к быстрому усвоению и осмысливанию новой информации.

    Показать всё

    Сущность когнитивного диссонанса

    Теория когнитивного диссонанса личности основывается на убеждении, что каждый человек стремится обрести и сохранить внутреннюю гармонию. Ее также называют теорией соответствия.

    Название теории и ее постулаты были сформулированы в 1956 г. Автором является ученик Курта Левина, основоположника многих теорий в психологии, американский психолог Леон Фестингер.

    Основные положения теории простыми словами можно сформулировать так:

    1. 1. Гармоничное состояние внутреннего мира достигается за счет соответствия знаний, убеждений и морально этических ценностей (когнитивных элементов) с последовательностью действий и происходящих явлений.
    2. 2. При несоответствии между когнициями (знаниями, опытом, установками, мыслями и т. д.) человек стремится найти этому оправдание. Это способствует восстановлению гармонии его внутреннего мира.
    3. 3. Индивид, поведение которого противоречит пониманию и знаниям человека, но не вызывает у него когнитивного диссонанса в сознании, должен расцениваться как исключение. Поэтому его жизнедеятельность подлежит изучению и анализу.

    Личностный конфликт

    Когнитивный диссонанс может возникнуть по отношению к себе из-за столкновения собственных когниций. А может появиться из-за различия взглядов и жизненной позиции с окружающими. Это естественный процесс, который сопровождает человека на протяжении жизни с момента начала мыслительной деятельности и до момента ее прекращения.

    Для понимания когнитивного диссонанса, вызванного несоответствием собственных элементов когниций к собственным же поступкам, следует рассмотреть примеры из жизни.

    Пример №1

    Человеку неприятен коллега, их взгляды и мнения на рабочий процесс диаметрально противоположные. Знание правил хорошего тона диктует, что человек должен улыбаться неприятному субъекту и быть с ним вежливым. Но, так как коллега вызывает раздражение, хочется направить негатив в его адрес.

    Описанная ситуация является демонстрацией конфликта между знаниями и ощущениями человека. Сам же выбор и его оправдания выглядят так:

    1. 1. Придерживаться правил вежливого общения. При таком выборе человек оправдывает себя воспитанием и нормами, принятыми в цивилизованном обществе.
    2. 2. Выйти на открытый конфликт. Тут оправдание будет позиционироваться как умение отстоять свои интересы.

    Пример №2

    Человек получает предложение о работе, которая не соответствует его миропониманию, но за нее предлагают большое материальное вознаграждение. У него появляется выбор:

    1. 1. Выполнить работу и получить вознаграждение. Материальный фактор перевесил, но чтобы не ощущать себя корыстным, человек начинает думать, что благодарность за оказанную услугу в виде материального вознаграждения была ему необходима. Он старается убедить себя в том, что проявление корысти - лишь временное явление, спровоцированное непреодолимыми обстоятельствами.
    2. 2. Отказаться, не улучшив свое материальное положение. При таком варианте человека будет мучить мысль об упущенной выгоде. Чтобы погасить внутренний диссонанс, он постарается убедить себя в незначительности вознаграждения и собственной порядочности.

    Пример №3

    Человек, придерживающийся правильного питания, купил себе на ужин нечто вкусное, но вредное для здоровья. После употребления в пищу неподходящего на его взгляд продукта он ощущает внутреннее недовольство. Чтобы устранить душевный дискомфорт, человек может:

    1. 1. Найти причины для обоснования необходимости употребления продукта.
    2. 2. Признать, что допустил ошибку, и пообещать себе максимально исправить последствия от нее. Например, в следующий отрезок времени съесть меньше обычного, увеличить физические нагрузки или совершить любое другое действие, в результате которого восстановится внутренняя гармония.

    Диссонанс масштабного значения

    В истории есть случаи массового возникновения когнитивного состояния.

    Крещение Руси

    Христианство пришло взамен язычества. У людей забрали их привычный уклад и навязали другую веру. Когнитивный диссонанс массово возникал в душах людей.

    Князь Владимир Красно Солнышко в 988 г. принял решение о смене вере самостоятельно. Те люди, которым было приказано изменить веру, выбирали разные пути для приведения в соответствие своего внутреннего мира и новой реальности:

    1. 1. Принимали веру. Для изменения религиозных взглядов искали доказательства существования Бога в новой вере. Проводили параллели между язычеством и христианством. Убеждали себя, что князь знает, какая религия верна.
    2. 2. Делали вид, что принимают христианство. Оправдывая себя страхом перед наказаниями от князя. Таким образом люди достигали душевного компромисса. Прилюдно проповедовали христианство, а тайно проводили языческие обряды.
    3. 3. Отвергли навязываемую веру, не достигнув компромисса с собой. Такие люди пошли насмерть с убеждением, что языческое поклонение - единственно возможный вариант их веры.

    Научное открытие

    Еще один массовый когнитивный диссонанс был спровоцирован теорией о том, что земной шар вращается вокруг своей оси. Подобную теорию выдвинули Д. Бруно и Г. Галилей. Большинство их современников восприняли это предположение агрессивно. Это было когнитивным конфликтом между собственным мнением и мнением большинства.

    Г. Галилей отрекся от своей теории, мотивируя это желанием жить и продолжать быть причастным к миру науки. Д. Бруно не смог привести в соответствие свои знания и убеждения окружающих. Он не стал отрекаться от своего утверждения и искать этому оправдание, а выбрал смертную казнь.

    Когнитивный диссонанс у детей

    В детском возрасте, когда ребенок познает мир, он неизбежно сталкивается с дисбалансом между собственными ощущениями и реакцией окружающих.

    Ситуация №1

    У ребенка, увидевшего, как кого-то хвалят за раскроенную или сшитую вещь, в сознании складывается последовательность действий, необходимых для достижения похвалы. Он воспроизводит эти действия из подручных предметов. Показывая результат окружающим, ребенок уверен в их одобрении. Чаще всего реакция выглядит так:

    1. 1. Взрослые выказывают недовольство и наказывают. Ребенок, не имеющий достаточных знаний и опыта, не способен понять, почему его действия спровоцировали негативную реакцию. Чтобы этого избежать, ребенку необходимо объяснить доступными для него словами, почему он не получил ожидаемого результата.
    2. 2. Выдают ожидаемую реакцию. Благодаря этому в сознании ребенка гармония не нарушается, но формируются неправильные стереотипы поведения.

    Ситуация №2

    Ребенок, которому внушают отрицательное отношение к вранью, уличает родителей в преднамеренном искажении действительности. Для него это психологическая травма, так как знания, полученные им от родных, не соответствуют их действиям. Для избавления от внутренних несоответствий ребенок принимает решение:

    1. 1. Убеждает себя, что ему показалось. Так он устраняет диссонанс, не меняя своих убеждений.
    2. 2. Переосмысливает отношение к вранью. Родители являются эталоном поведения. Видя, как ведут себя взрослые, ребенок меняет потребность в правде на убеждение, что для достижения личных выгод разрешено прибегнуть к обману.

    Если у ребенка психика не стабильна, то он может быть не в состоянии самостоятельно справиться с возникшим несоответствием. В таком случае без квалифицированной помощи ребенок погрузится в состояние стресса, получит психологическую травму, которая в будущем выразится в комплексах.

    Заключение

    Когнитивный диссонанс - это результат восприятия или непринятия быстро изменившейся реальности.

    Если не снимается состояние внутреннего несоответствия, не удается найти компромисс между собственными когнициями и происходящим, то появляется психоэмоциональное напряжение. В результате этого развивается полная фрустрация - состояние, при котором человек испытывает только негативные эмоции, что провоцирует появление комплекса неполноценности.

Когнитивный диссонанс - это ощущение дискомфорта психологического характера. Переживает его человек при столкновении в его сознании двух противоречивых знаний об одном и том же событии или предмете.

Люди способны совершать не соответствующие их мыслям действия. При этом поступки противоречат убеждениям, которые входят в систему ценностей. Кроме того, возникают ситуации, при которых человек становится очевидцем каких-либо непредсказуемых событий. В этом случае человек совершает противоречащие его планам поступки. Всему виной - когнитивный диссонанс.

Примеры ситуаций можно привести следующие.

Например, человек запланировал поездку за город и уверен, что погода будет прекрасной. Однако непосредственно перед его отъездом начинается дождь. В результате человек совершает противоречащий его планам поступок - не едет за город.

В другом случае некий субъект, совершенно уверенный в бесполезности применения автоматической коробки передач, находит весьма убедительную статью о ее преимуществах. В этом случае когнитивный диссонанс, пусть и кратковременный, формируется на основании новых знаний о каком-либо предмете.

Необходимо отметить, что еще в работах древних философов начали появляться многочисленные мотивационные теории. Сегодня их существует несколько десятков. Согласно новейшим концепциям, предпочтение многими авторами отдается подходу. В русле этой теории большое значение придается человеческому сознанию и знанию.

Среди всех тезисов, выдвигаемых авторами, основным считалось убеждение, что направляющее значение в поведении индивида имеют представления, знания, а также мнения о событиях, происходящих в мире, следствиях и причинах. При этом знание не считается простым комплексом сведений. Человеческие представления, информация, которой он владеет, проектируют, программируют его поведение в будущем. Таким образом, поступки и их характер зависят не только от фиксированных человеческих потребностей. Большое значение имеют и относительно изменчивые представления о реальном мире.

Понятие «когнитивный диссонанс» предложено Леоном Фестингером. Под этим определением он понимал определенное противоречие между когнициями (двумя или более). Термин «когниция» объясняется Фестингером следующим образом: это любое мнение, знание или убеждение, которое касается среды, собственного поведения или себя.

Когнитивный диссонанс личность переживает в форме дискомфорта. Человек стремится избавиться от этого ощущения, восстановить внутреннюю гармонию.

Когнитивный диссонанс характерен также для ситуаций, когда человек принял трудное решение. В таких случаях существует необходимость выбора между альтернативными вариантами, близкими друг к другу по привлекательности. После того, как сделан выбор, личность чувствует дискомфорт, который связан с противоречиями. В частности, человек думает о том, что в избранном им варианте присутствуют негативные черты, при этом, что в отвергнутых решениях было что-то положительное. Таким образом, принятое становится частично плохим, но принятым. Отвергнутое же является частично положительным. Однако оно не принято.

Как показывают исследования последствий принятых трудных решений, после принятия, спустя время, отмечается повышение субъективной привлекательности выбранного варианта. Вместе с этим субъективная привлекательность отвергнутого решения понижается. Таким образом, индивид избавляет себя от когнитивного диссонанса, убеждая себя в том, что выбранный им вариант не слегка, а намного лучше альтернативных решений, которые были им отвергнуты.

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС

(англ. cognitive dissonance ) - переживание дискомфорта, возникающее из-за действий, идущих вразрез с собственными убеждениями (аттитюдами ). Внутренняя проблема, внутриличностный конфликт может разрешиться, если изменить убеждения или интерпретацию ситуации. См. , .


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Когнитивный диссонанс

   КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС (с. 303) - негативное побудительное состояние, возникающее в ситуации, когда человек располагает двумя противоположными представлениями, суждениями, намерениями и т.п., относящимися к одному объекту; центральное понятие социально-психологической теории, разработанной американским психологом Леоном Фестингером.

Фестингер в своих изысканиях опирался на принцип равновесия, используя его и при анализе мироощущения человека. Сам он начинает изложение своей теории с такого рассуждения: замечено, что люди стремятся к некоторой согласованности как желаемому внутреннему состоянию. Если возникает противоречие между тем, что человек знает , и тем, что он делает , то это противоречие стремятся как-то объяснить и, скорее всего, представить его как непротиворечие ради того, чтобы вновь достичь состояния внутренней когнитивной согласованности. Далее Фестингер предлагает заменить термин «противоречие» на «диссонанс», а «согласованность» на «консонанс», поскольку эта последняя пара терминов кажется ему более нейтральной, и теперь сформулировать основные положения теории. Она может быть изложена в трех основных пунктах: а) между когнитивными элементами может возникнуть Диссонанс; б) существование диссонанса вызывает стремление уменьшить его или воспрепятствовать его росту; в) проявление этого стремления включает: или , или изменение знаний, или осторожное, избирательное отношение к новой информации. В качестве иллюстрации приводится ставший уже нарицательным пример с курильщиком: человек курит, но вместе с тем знает, что курение вредно; у него возникает диссонанс, выйти из которого можно тремя путями: а) изменить поведение, то есть бросить курить; б) изменить знание, в данном случае - убедить себя, что все рассуждения о вреде курения как минимум преувеличивают опасность, а то и вовсе недостоверны; в) осторожно воспринимать новую информацию о вреде курения, то есть попросту игнорировать ее.

Главный практический вывод, вытекающий из теории Фестингера, состоит в том, что любой психологический элемент субъекта может быть изменен: подвергая сомнению то, что человек думает о самом себе, можно вызвать изменения в его поведении, а меняя поведение, человек изменяет и мнение о себе. Подвергая себя самоконтролю и самоанализу, работая над самооценкой, человек развивается, растет личностно. В противном случае он отдает свою душевную работу другим, становясь жертвой (или орудием) чужого влияния. Именно об этом говорят результаты великолепно выстроенных экспериментов и его коллег.

Один из первых экспериментов по проверке теории когнитивного диссонанса был проведен Дж.Бремом. Он предлагал испытуемым сначала оценить несколько бытовых электроприборов - тостер, фен и т.п. Затем Брем показывал испытуемым два предмета из тех, что они внимательно осмотрели, и говорил, что им разрешается взять любой из них на выбор. Позднее, когда от испытуемых требовалось дать повторную оценку тем же предметам, они с большей похвалой отзывались о выбранном ими изделии и с меньшей - об отклоненном. В свете теории Фестингера причина подобного поведения ясна. Осуществив трудный выбор, люди испытывают диссонанс: знание негативных характеристик выбранного предмета диссонирует с фактом его выбора; знание позитивных характеристик отвергнутого предмета диссонирует с тем, что предмет не был выбран. Для уменьшения диссонанса люди подчеркивают позитивные аспекты и преуменьшают значение негативных аспектов выбранных предметов и, напротив, - подчеркивают негативные стороны и преуменьшают значение позитивных сторон невыбранного предмета.

Э.Аронсон и Дж.Миллс предположили, что если люди затратят много усилий, а тем более пойдут на какие-то жертвы для того, чтобы получить доступ в группу, которая окажется потом скучной и неинтересной, то они будут испытывать диссонанс. Знание о том, что им пришлось выдержать, будет диссонировать со знанием о негативных сторонах группы. Людям неприятно затрачивать усилия попусту и идти на неокупающиеся жертвы. Для снятия диссонанса они пытаются изменить восприятие группы в положительную сторону. В эксперименте Аронсона и Миллса студентки колледжа должны были пройти вступительное испытание для того, чтобы стать членами дискуссионного клуба по обсуждению психологии секса. Для части девушек эти испытания были очень неприятны - от них требовалось откровенно продемонстрировать свою сексуальную раскрепощенность в присутствии экспериментатора-мужчины. Даже те, кто на это согласился (а согласились не все), испытывали смущение и , то есть вынуждены были себя пересиливать. Для других испытание было легче - им разрешалось по своему усмотрению выполнить процедуру не полностью и остаться в рамках традиционных приличий. Третьи и вовсе были избавлены от вступительного испытания. Затем все испытуемые прослушали магнитофонную запись одной из дискуссий, проведенной в клубе, в который они оказались приняты. Как и предполагалось, девушки, прошедшие через самое трудное и унизительное испытание, оценили прослушанный материал как очень интересный и содержательный, причем эта оценка была намного выше той, что дали две другие группы испытуемых.

Еще один эксперимент, который был проведен Аронсоном с сотрудниками несколько лет спустя, основывался на предположении: если используется угроза для того, чтобы помешать людям заниматься любимым делом, то чем меньше будет угроза, тем больше у этих людей будет появляться тенденция умалять в своих глазах это дело. Если человек воздерживается от любимого занятия, он испытывает диссонанс. Знание о том, что он любит это занятие, диссонирует со знанием, что он принужден им не заниматься. Один из способов уменьшить диссонанс заключается в том, чтобы умалить в своих глазах значение этого занятия. Таким образом, появляется оправдание, почему человек не занимается любимым делом. Причем слабая угроза вызывает меньшее самооправдание. Это приводит к тому, чтобы добавлять свои собственные доводы для самоубеждения в том, что человеку вовсе не нравится заниматься любимым делом. В эксперименте Аронсона было обнаружено, что дети, которых подвергали символическому наказанию за пользование любимой игрушкой, уменьшили свою любовь к этой игрушке гораздо в большей степени, чем те, кто подвергался нешуточному наказанию.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Когнитивный диссонанс

Неприятное чувство, возникающее из-за непоследовательности ряда установок или убеждений относительно одного объекта. Различают следующие причины когнитивного диссонанса:

Когда две установки так или иначе не согласуются друг с другом, например «мне нравится этот человек» и «мне не нравятся политические взгляды этого человека».

Когда люди совершают поступки, которые они не намеревались совершать, либо ведут себя в противовес высказываемым установкам. Например, человек пропагандирует выгоды от

Чем меньше оснований для подобного поведения имеет человек, тем сильнее будет ощущение диссонанса и мотивации на изменение базовой установки ради восстановлсния соответствия между установкой и поведением. К примеру. наш всгетарианец мог иметь богатый выбор продуктов, но выбрал бифштекс (слабый довод). или был вынужден съесть бифштекс под дулом пистолета (сильный довод). В первом случае возникновение когнитивного диссонанса гораздо более вероятно, чем во втором. Тсория когнитивного диссонанса подразумевает, что поведение, не соответствующее нашим установкам, заставляет нас изменить их, чтобы избавиться от негативных ощущений.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Смотреть что такое "КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС" в других словарях:

    КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС - (лат. dissonans нестройно звучащий, cognitio знание, познание) концепция в социальной психологии, объясняющая влияние на человеческое поведение системы когнитивных элементов, описывающая формирование под их воздействием мотиваций социальных… … Новейший философский словарь

    КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС - (сognitive dissonance) Состояние, характеризующееся столкновением в сознании индивида противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно некоторого объекта или явления. Человек стремится преодолеть когнитивный диссонанс путем… … Словарь бизнес-терминов

    КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС - интеллектуальный конфликт, возникающий, когда имеющимся мнениям и представлениям противоречит новая информация. Дискомфорт или напряжение, вызванные конфликтом, могут быть устранены при помощи одного из нескольких защитных действий: индивид… … Философская энциклопедия

    КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС - англ. dissonance, cognitive; нем. kognitive Dissonanz. По Л. Фестингеру состояние, характеризующееся столкновением в сознании индивида противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно к. л. объекта или явления, вызывающих у… … Энциклопедия социологии

    когнитивный диссонанс - сущ., кол во синонимов: 1 неадекватное состояние (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Когнитивный диссонанс - (от англ. слов: cognitive «познавательный» и dissonance «отсутствие гармонии») состояние индивида, характеризующееся столкновением в его сознании противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно некоторого… … Википедия

    когнитивный диссонанс - pažinimo disonansas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Asmenybės būsena, atsirandanti dėl žinojimo, įsitikinimų ir veiklos bei elgesio prieštaravimų. Esant pažinimo disonanso būsenai, išgyvenamas vidinis nepatogumas (diskomfortas) arba… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

    КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС - (cognitive dissonance) случай несовпадения, противопоставления или противоречия мыслей, отношений или действий, ведущий к ощущению напряженности я потребности в достижении согласия. Термин внедрен Фестингером (1957). Согласно его определению,… … Большой толковый социологический словарь