Греко-римская борьба - суть и правила. Классическая борьба Почему борьба называется греко римская

Греко-римская борьба , или по-другому классическая борьба , представляет собой европейский вид единоборства, в котором сходятся в схватке два участника. Основная задача каждого спортсмена - с помощью ряда различных элементов и приёмов уложить своего противника на лопатки. Главное отличие греко-римской борьбы от других подобных единоборств - это запрет на осуществление каких-либо приёмов ногами (подножки, зацепы, подсечки и т.д.). Также, нельзя делать захваты ног.

Сама борьба возникла ещё при первобытнообщинном строе. Впрочем, это и не удивительно, ведь людям надо было как-то защищать свои территории от врагов. Однако ту борьбу, которой пользовались наши далёкие предки тяжело сравнить с современной, но всё же, именно от неё и пошло развитие всех основных видов единоборств.

Родиной классической борьбы считается Древняя Греция. Именно там данный вид борьбы и был основан, однако развитие он получил в Римской империи. На первых Олимпийских играх , которые были проведены в Древней Греции в 776 году до н.э., ещё не было борьбы. Однако спустя время в 704 году до н.э. борьбу включили в Олимпийскую программу.

На Руси борьба также появилась очень давно: есть записи, что уже в 10 веке русские знали про этот вид единоборств. Из истории известно, что нашим предкам приходилось много воевать, поэтому без борьбы никуда. Впрочем, борьба на Руси находила свое применение не только на войне, но и в обычной жизни русские народы освободили для неё местечко. Так, например, все праздники не могли обойтись без схваток искусных русских бойцов, показывающих своё мастерство, силу и мужество. Та греко-римская борьба с характерными ей чертами, которую привыкли видеть все сегодня, сформировалась лишь в 19 веке на территории Франции. В 1869 году греко-римскую борьбу включили в программу современных Олимпийских игр. Начиная с 1898 года, проводятся чемпионаты Европы, а с 1904 - чемпионаты мира. Сегодня, Греко-римская борьба является популярным видом единоборств, требующим от спортсменов всё той же силы, мужества и желания быть лучшим.

Правила

За долгие годы существования греко-римской борьбы, были созданы определённые правила, которых обязан придерживаться каждый участник. Итак, хотелось бы немного рассказать читателю об этих самых правилах. Как все уже поняли, греко-римская борьба представляет собой состязание двух атлетов. Основное правило - нельзя проводить приёмы ниже пояса. Главная цель - уложить противника на лопатки, или по-другому туше. Если борец выигрывает по очкам два периода, то ему также присуждается победа. Один период длиться 2 минуты. Если по истечению двух периодов, счёт 1:1, то судьи добавляют ещё один период, который и должен выявить победителя. В случае, когда установить победителя не удалось, кидают жребий, и после этого один из борцов получает возможность провести одну атаку, если у него это получается, он выигрывает, если не получается, то выигрывает схватку тот, кто защищался. Каждый приём, каждое действие, которое в схватке даёт результат, также приносит борцам очки. Согласно этим очкам и выявляется победитель периода. Если один борец совершит 5-бальный бросок (к примеру, прогибом), то схватка останавливается и ему присуждается победа в периоде. Существует множество вещей, которые также, как и приёмы с ногами, делать нельзя. К примеру, нельзя хватать двумя руками за шею, нельзя наносить сопернику удары, нельзя смазывать чем-то тело перед схваткой, нельзя спорить с судьёй, нельзя разговаривать друг с другом и т.д. Соблюдать правила нужно беспрекословно, иначе можно быть дисквалифицированным.

Греко-римская борьба - это проявление силы, здоровья, мужества, ловкости, гибкости и вообще всех положительных качеств, которыми способен обладать спортсмен.

Греко-римская борьба (классическая борьба, французская борьба) – популярный вид спортивного единоборства, цель которого вывести соперника из равновесия и прижать лопатками к ковру, не применяя технические действия ногами (зацепы, подножки, подсечки) и захваты ног. Борцы греко-римского стиля действуют только руками против верхней части туловища соперника, используя оговоренный набор приемов.

Греко-римская борьба пока остается единственным видом спортивных единоборств “только для мужчин” - в нем еще не проводятся официальные соревнования среди взрослых женщин. Вероятная причина этого состоит в том, что этот вид борьбы требует особой силы торса, а многие ее приемы связаны с тесным стискиванием груди и резкими амплитудными бросками туловища соперника.

Тем не менее, в мире ширится движение за активное вовлечение женщин в этот вид борьбы и включение его в программы официальных соревнований. Один и важных мотивов этого движения основан на спорном тезисе о том, что “в спорте женщины могут делать все то, что делают мужчины”. Активистки феминистского движения и энтузиастки женского спорта не хотят мириться с существованием какого-то «чисто мужского» спорта. В сети распространяется петиция , призывающая Канадскую Федерацию Любительской борьбы разрешить женщинам состязаться в греко-римской борьбе на уровне национальных чемпионатов.

На конгрессе FILA в Стамбуле в сентябре 2011 года было внесено изменение в устав этой международной федерации борьбы: утверждено положение, формально предоставляющее женщинам возможность заниматься борьбой греко-римского стиля. Таким образом, греко-римская борьба может скоро перестать быть последним видом единоборств, где не представлены женщины.

Девочки доподросткового возраста давно и успешно состязаются в греко-римской борьбе, практически не уступая мальчикам. Например, друг нашего клуба неоднократно побеждала сверстников в этом виде борьбы.

Основная сила у женщин сконцентрирована в бедрах и в ногах, поэтому многие девушки способны на равных бороться с парнями в вольном и фольк-стиле, используя силу ног и бедер, а также хорошую устойчивость. В вольном стиле для переворотов бедра используются как рычаги, что больше подходит женщинам-борцам. Мальчикам трудно перевернуть девочек, используя для этого только силу торса. Поэтому некоторые девочки иногда способны побеждать более сильных ребят. В греко-римской же борьбе у девушек меньше шансов побеждать парней. Тем не менее, есть девушки, занимающиеся греко-римской борьбой, успешно используя броски и шейные захваты, но с возрастом это становится труднее. Так, что пока только юные девочки могут успешно пробовать себя в греко-римской борьбе.

До 2002 года американский атлетический союз AAU поводил национальные турниры для девочек "La femme" в разных частях Америки, в которых боролись в трех стилях - в греко-римском, вольном и народном. Одако турнир перестали проводить из-за низкой явки. Но на самом деле, женщины-борцы сделали свой выбор, они валом валят в вольную борьбу. По мнению борца и энтузиастки женской борьбы, Джой Миллер, женщинам не стоит кому-то доказывать что-то и заниматься чем-то только потому, что это мужской спорт, у женщин-борцов уже есть подходящий стиль борьбы, который включен в олимпийскую программу.

Классическая борьба родилась в Древней Греции, а современный вид греко-римской борьбы сформировался во Франции в первой половине XIX в. Современная греко-римская борьба, разумеется отличается от древнегреческой олимпийской борьбы.

Современная греко-римская борьба обогатилась за счет вклада многих народов. Спортсмены многих стран, куда проникала борьба, вносили в ее технику что-то новое. Многие приемы заимствовались из национальных видов борьбы. Французы развили и усовершенствовали такие приемы, как броски через спину с различными захватами, приемы из стойки, проводимые через мост (их называли суплесы – ныне броски прогибом). Финны изобрели полусуплесы (броски с поворотом через мост), а также великое множество переворотов в партере с захватом руки под плечо (эти приемы долгое время называли “финский ключ”). Борцы СССР принесли в греко-римскую и вольную борьбу броски с переводом соперника через плечи (“мельница”). Турецкие спортсмены в 1930-х гг. стали применять переворот в партере обратным захватом туловища, который является исторической особенностью персидской борьбы кошти.

Греко-римская борьба была единственным видом борьбы, включенным в первые современные олимпийские игры в Афинах в 1896 году и представленным всего лишь одной схваткой тяжеловесов. Начиная с Олимпиады 1908 года, греко-римская (классическая) борьба неизменно представлена на всех олимпиадах. В 20 веке греко-римская борьба стала популярным и престижным видом спорта в континентальной Европе, в то время как в англоязычном мире она не получила массового распространения, несмотря на то, что многие виды британской народной борьбы имеют много общего с греко-римской. Вильям Малдун, американский борец вольного стиля, изучивший французскую борьбу во время Франко-Прусской войны, пытался культивировать греко-римскую борьбу в Великобритании и США в конце 19 века. Схватки с участием Малдуна привлекали толпы зрителей, но французская борьба так и не получила широкого распространения в США и Британии, вместо нее возникла так называемая “народная борьба” (folkstyle wrestling ), или “коллегиальная борьба” (), по сути являющаяся комбинацией вольной и греко-римской борьбы.

Возвращаясь к вопросу об участии женщин в греко-римской борьбе, надо отметить, что в женских состязаниях по вольной борьбе, ММА и грэпплингу успешно используются характерные приемы греко-римской борьбы - суплесы, мосты, броски захватом за торс и т.д. (см. например титульный коллаж). Как видно из помещенных ниже видеоклипов, даже зрелые девушки вполне способны состязаться по правилам греко-римской борьбы, используя только захваты верхней части тела. А уж если говорить о юных девочках-борцах, то многие они, как друг нашего клуба Джой Миллер (см. видеоклипы ниже), вполне способны побеждать мальчиков своей категории.

Огромная благодарность Джой Миллер и ее отцу Джерри за помощь в составлении этого материала и в нахождении иллюстраций.

Январь 2004г.
Обновлено в декабре 2012г.

Этот вид силовых единоборств называется классической борьбой, французской борьбой, но считается, что правильное название - греко-римская борьба. Появилась она еще в Древнем Греции, а развивалась Римской империи, и с тех пор правила греко-римской борьбы практически не изменились. А суть их сводится к тому, чтобы с помощью определенных приемов и действий вывести соперника из равновесия и уложить на ковер, причем лопатками к ковру. Отсюда, видимо, и появилось название - «уложить на лопатки». Здесь запрещены различные зацепы, подсечки, подножки, ноги нельзя захватывать руками.

А техника греко-римской борьбы - это приемы, которые проводятся не ниже пояса и основной задачей борца является прижать противника к ковру. Приемы и действия оцениваются по балльной шкале и спортсмены, набрав определенное число очков, могут выиграть именно по ним, проведя, например, бросок, удержание или прием. Очки присуждает рефери, но существует еще и который и является основным определяющим тех или иных действий борца. Например, очки могут быть не засчитаны за неправильно проведенный прием, а также за пассивность в ведении схватки, то есть когда атлет уклоняется от самой борьбы. Отличается греко-римская борьба тем, что здесь продолжительность схватки две минуты, но периодов три. То есть всего шесть минут с некоторыми перерывами. Если победитель не определяется, то проводится жеребьевка. После этого одному из борцов позволяется провести атаку.

Конечно, греко-римская борьба имеет и некоторые запреты. Например, нельзя выходить на ковер со смазанным телом, например, жиром или мазью. Нельзя, чтобы ногти на руках были слишком длинными, почти обязательным условием является наличие носового платка, так как ковер пачкать нельзя, а запачкать его борец может после того, как ему случайно могут «заехать» в нос. Еще греко-римская борьба подразумевает полное подчинение судье, и вступать с ним в пререкания в случае проигрыша, запрещено.

Борцы греко-римской борьбы могут вести схватки, как в стойке, так и в партере, то есть лежа. Здесь по-прежнему важно вывести противника из равновесия и уложить его на ковер. В схватке большим успехом пользуются броски, сбивания, захваты.

Одежда борцов несколько специфична. Это плавки, трико, мягкие кеды называемые «борцовками», носки. Выступают борцы, как правило, в закрытых помещениях, где температурный режим позволяет это делать, хотя бывает, что некоторые соревнования проводятся и на открытых площадках.

Считается, что греко-римская борьба - это борьба силы, гибкости и ума. Сила является одним из основных критериев, ведь здесь какими-то одними техническими приемами противника не одолеть. В борьбе особое место занимают тренировки на проработку так называемого «моста» - это когда борец находится животом вверх, а его руки и ноги согнуты и за счет этого его тело находится на удалении от пола. Спина постоянно изогнута и поэтому должна быть гибкой. Кроме «моста» в тренировку входят акробатические упражнения - кувырок, колесо, иногда рондат, забегания. Атлеты совершают и страховочные падения. Разрабатывают суставы, они должны быть гибкими и эластичными. Порой техника греко-римской борьбы предусматривает различные падения и атлет должен уметь их совершать с безопасностью для себя. Спортсмены занимаются также бегом, подъемом силовых тяжестей, в тренировку входят и

Конечно же, борцам не раз предстоит выйти на ковер в спарринге. Но атлеты также занимаются и с манекенами, вес манекенов порой превышает вес человека. Эта греко-римская борьба предусматривает выносливость, которая развивается в учебных схватках. Но самое главное - это то, что спортсмен должен быть настроен на победу и ничего не бояться, тогда он точно победит!

Греко-римская борьба - европейский вид единоборства, в котором спортсмен должен, с помощью определённого арсенала технических действий, вывести соперника из равновесия и прижать лопатками к ковру.

История

Греко-римская борьба (изначально классическая) - один из популярнейших видов спорта в Древней Греции. Об этом говорит и тот факт, что она была включена в программу одних из первых Олимпийских Игр.

Дальнейшее развитие греко-римская борьба получила в Римской Империи, а современный вид ему придала в начале XIX века Франция, где увлечение борьбой в то время было особенно популярно. В 1848 году в Париже появились арены, на которых выступали борцы-профессионалы. В то время борьба называлась классической. В 1896 году французская (классическая) борьба была включена в программу первых Олимпийских Игр нового времени. Чтобы придать этому виду спорта международный характер, она была названа греко-римской. Официальной датой возникновения греко-римской борьбы в России принято считать 1895 год. На международную олимпийскую арену российские борцы вышли в 1908 году, на IV Олимпийских играх в Лондоне.

Польза

Занятия греко-римской борьбой развивают силу, выносливость, ловкость, быстроту реакции, координацию движений и чувство равновесия. Так как схватки борцов быстротечны, то для победы в поединке необходимы хорошие скоростные и силовые качества, выносливость к мышечным нагрузкам с большим перепадом интенсивности.

Большое значение на тренировках придается постановке дыхания. Много времени отводится для бега разными стилями. На занятиях развивается гибкость и очень важные для борца акробатические навыки и отменная координация движений. В ходе тренировок появляется способность концентрировать и правильно распределять свое внимание, сохранять инициативу, точно оценивать и предугадывать ситуацию на ковре, своевременно принимать правильные решения, сводя к минимуму преимущества соперника. Все эти навыки вырабатываются при помощи общефизических и специальных упражнений, акробатики, различных игр предусмотренных на занятиях.

Правила

Поединок в греко-римской борьбе проводится на борцовском ковре, который представляет собой квадратный мат с виниловым покрытием со стороной 12 метров. В борьбе участвуют два атлета. Целью борьбы является - заставить соперника коснуться ковра обеими лопатками, и удержать его в таком положении не менее 2 секунд.

Поединок борцов состоит из двух трехминутных раундов с перерывом в 30 секунд. В конце каждого раунда обязательно объявляется победитель. Борец, выигравший 2 раунда, объявляется победителем схватки. Очки борцам присуждаются за выполнение приемов, контрприемов, комбинаций и защит.

Победа засчитывается в следующих случаях: чистая победа — присуждается досрочно при фиксации лопаток противника на ковре, дисквалификации соперника или преимуществе одного из борцов в 10 и более очков.

Ничьей в поединке быть не может, но для победы разница в счете должна составлять больше трех очков;

Если никто из борцов не набирает очков, или разница в счёте оказывается менее трёх очков, соперников ставят в крестовый захват, определяя преимущество по жребию;

В этом случае очко присуждается тому, кто сумеет первым провести атакующее действие;

В греко-римской борьбе запрещен замок «ножницы», когда ноги скрещиваются вокруг шеи соперника.

Борцам запрещено тянуть друг друга за волосы, уши, половые органы, щипаться, кусаться, наносить любые удары, атаковать глаза, давить локтем или коленом в область живота, хватать и удерживать одежду, а также разговаривать в ходе поединка.

Борец, допускающий очевидные нарушения или совершающий жестокие действия, немедленно дисквалифицируется.

Мало найдется людей, которые не слышали такие фамилии, как Поддубный, Ярыгин, Карелин, Медведь… Что объединяет этих людей? Правильно, все они являются выдающимися борцами. Однако есть между ними различия в профессиональном плане, если можно так сказать. Например, легенда начала 20 века Иван Поддубный был ярким представителем греко-римской борьбы, а один из самых титулованных спортсменов недавнего прошлого Александр Медведь одержал все свои победы в вольной борьбе.

Когда неопытный зритель наблюдает за поединками «вольников» и «классиков» (греко-римская борьба), то он невольно задается вопросом – чем отличается вольная борьба от греко-римской? Борцы этих стилей одинаково одеты, похоже «танцуют на ковре», правила и цели поединка совпадают… Действительно, на первый взгляд, различия как будто и незаметны. Однако они есть. И довольно существенные. Но сначала немного истории.

Немного истории

Эллада – колыбель цивилизации…

Первые сведения о классической борьбе дошли до нас из Древней Греции. Датируются они примерно 704 годом до н. э. В тот год она была впервые включена в Олимпийские игры, что говорит о ее большой популярности среди древних греков. Мало того, классическая борьба входила в обязательную воинскую подготовку. Неудивительно, что греческие гоплиты (тяжеловооруженные пешие воины) считались непобедимыми в рукопашном бою.

После захвата Эллады римлянами ненасытная Империя впитала в себя все достижения греческой цивилизации, в том числе была освоена и борьба. Оттуда и пошло название, которое в ходу и сейчас, – греко-римская борьба. Переняв у греков весь технический арсенал приемов и правил этой силовой дисциплины, римляне добавили в нее элементы кулачного боя и с успехом демонстрировали данный гибрид в гладиаторских боях.

Окончательно греко-римская борьба трансформировалась в современный вид во Франции 19 века, получив еще одно название – французская борьба. Вся работа в поединке ведется на верхнем уровне, выше пояса (более подробно см. ниже). С тех пор, оставаясь практически неизменной, она заняла достойное место среди множества современных видов единоборств. Также в наше время утвердилось ее третье название – классическая борьба, которое считается официальным.

В программе Олимпийских игр классическая борьба бессменно присутствует с 1898 года и по праву занимает первое место среди всех видов олимпийских борцовских дисциплин.

Родина не только футбола и бокса…

У вольной борьбы родословная гораздо короче. Зародилась она в английском графстве Ланкашир в 18 веке. Возникла, скорее всего, на основе классической, но в ней было разрешено работать ногами и делать захваты ног руками. Пожалуй, это самое главное отличие вольной борьбы от греко-римской.

Вольная борьба быстро распространилась по Европе, потом перемахнула через океан, утвердившись в США. Там ее слегка подкорректировали и заодно переименовали, назвав «кетч». В дальнейшем кетч все больше уходил от традиционного «вольного» стиля в сторону «коммерческой выгоды», превратившись со временем в эффектное и кровавое шоу, мало похожее на своего родителя.

На Олимпиаде вольная борьба появилась в 1904 году и с тех с пор стала обязательной олимпийской дисциплиной. Исключение составили 1906 (внеочередные Олимпийские игры) и 1912 годы.

Сравнение

Мы уже вскользь упоминали об основном отличии упомянутых видов единоборств. Пришло время остановиться на этом более подробно. Тем более что есть и другие нюансы, различающие эти два стиля борьбы.

Классика

Главная цель «классического поединка»– уложить противника на лопатки (туше) и провести удержание в подобном положении (несколько секунд). Борьба ведется как в стойке, так и в партере. Схватка длится 2 периода, каждый по 3 минуты. Перерыв между ними –30 секунд. Если ни один из борцов не «лег на лопатки», то считаются набранные очки (баллы). Очки начисляются за броски, удержание или правильно проведенный прием. Если набрано равное количество баллов, то дается дополнительное время. Если опять равенство, то судьи определяют, кто из противников был более активен, и присуждают ему победу.

Классическая борьба всегда была схваткой «на верхних этажах». Применение ног во время поединка строго запрещено. Хотя роль их огромна. От их силы, правильной постановки во многих случаях зависит исход схватки. Почти все броски происходят с их участием – из полуприседа выход на прямые колени с последующим броском. Без правильно поставленной техники работы ногами победы не будет.

Однако внимание зрителя приковано к главному действу – работе рук в верхней части корпуса. Борьба ведется руками, ведь именно они работают на захваты, удержание противника и проведение бросков.

У вас может создаться впечатление, что основные события происходят исключительно в стойке, но это не так. Да, борьба в стойке более зрелищна, однако исход ее зачастую решается в партере. Более того, основная задача противостояния в стойке – это любыми разрешенными способами перевести поединок в партер, естественно, получив преимущество в позиции. Другое дело, что далеко не всегда это удается, особенно если встречаются равные противники. Но стратегическая задача поединка заключается именно в этом.

Огромное значение имеет не только техническая подготовка борца, но и его силовая составляющая. Особенно если учесть, что все захваты в греко-римской борьбе применяются на голом теле, то нетрудно представить себе, какая нужна сила руки цепкость пальцев, чтобы удержать скользкого от пота и не менее сильного противника. Если «классик» слаб физически, то его не спасет никакая техника. Но делать главный упор на развитие силы –плохой путь. Без хорошей технической подготовки «дурная сила» может обернуться минусом, а не плюсом. Все должно быть взаимосвязано и гармонично развито.

Очень важным фактором в поединке является гибкость бойцов. Достаточно посмотреть, как борцы выходят на «мост», выворачивают шею, суставы, чтобы понять – без эластичных, легко растягивающихся связок выиграть поединок невозможно.

Форма борцов минимальна и состоит из борцовок (мягкие кеды), плавок и трико. Почти как в Древней Элладе…

Вольный стиль

Вольная борьба во многом схожа со своей более старшей и именитой сестрой – классической. Поэтому мы не будем повторяться и остановимся только на отличиях между ними. Заметим, что конечная цель борца-«вольника» такая же, что и у «классика»,– положить соперника на лопатки. Однако для достижения этой цели используется гораздо более богатый набор приемов.


Основополагающее отличие вольной борьбы от классической заключается в разрешении применять ноги для проведения агрессивных действий, приемов. Отсюда у борцов появляется возможность вести поединок на любом уровне и против любой части тела, в пределах правил, разумеется.

Вольник может проводить подсечки, подножки, броски с участием ног, захваты ног руками. Проход в ноги считается одним из основных приемов, и вы гарантированно увидите его в любом поединке равных по силе противников.

Учитывая данную специфику, на первый план для борца вольного стиля выходит филигранное владение техникой, ведь многие приемы можно проводить, используя законы физики, где личная сила борца играет уже не столь значительную роль,как в греко-римских поединках.

Примечание. Хорошо иллюстрирует данный момент обширная группа приемов, объединенная примерно таким техническим текстом: «…сбивание с захватом ног и зацепом…». Здесь максимально используются физические законы, и провести прием подобного рода может борец, значительно уступающий своему сопернику в силовой подготовке.

Однако все вышесказанное вовсе не означает, что борцу вольного стиля достаточно в совершенстве изучить технику боя –и можно начать побеждать всех подряд. В любом виде единоборств существует ряд приемов, где физическая сила бойца стоит как минимум на одной ступеньке с техническими навыками, а в некоторых случаях выходит на первое место. Поэтому, чтобы добиваться стабильных результатов против сильных противников, борцу-вольнику показана такая же силовая подготовка, как и классику.

А теперь сделаем короткую выжимку из приведенных сведений и поместим ее в таблицу.

Таблица

Греко-римская борьба Вольная борьба
Зародилась в Древней Элладе за 700 с лишним лет до н. э. Появилась не так давно. Англия, графство Ланкашир,18 век
Нельзя применять ноги для достижения победы. Работа идет против тела выше поясницы. Ноги играют значительную, но все-таки вспомогательную роль и в прямых«военных действиях» не участвуют Разрешена полная работа ногами и против ног. Подножки, подсечки, захваты-зацепы и проходы в нижнюю часть тела имеют не меньшее значение, чем действия «на верхних этажах»
Огромное значение имеет силовая подготовка спортсмена. Есть много ситуаций, где физическая сила выходит на первый план. Более слабый в силовом плане боец только случайно может победить равноценного по технике, но превосходящего по силе соперника. Такое происходит крайне редко Сила важна, но есть ряд ситуаций, когда техническое мастерство борца становится главным действующим фактором. Известно немало схваток, когда менее сильный борец побеждал своего мощного оппонента благодаря отточенной технике действий ногами и против ног

Как видите, заметить,в чем разница между вольной и греко-римской борьбой,во время поединка не так просто, как кажется. Борцы одного стиля способны в течение всей схватки провести 1-2 молниеносных приема, на которые неискушенный зритель может и не обратить особого внимания. Тогда как на деле именно эти приемы обозначат вид единоборства. Однако теперь, надеемся, наш читатель, случайно зайдя в спортивный зал, где идет тренировка или борцовский турнир, сразу определит, какой стиль борьбы он видит.