Соединённые Штаты Америки. Православная церковь в америке Православие в америке

Православная Церковь в Америке - пятнадцатая по диптиху в семье автокефальных Поместных Православных Церквей. Помимо США и Канады, приходы Православной Церкви в Америке есть также в Мексике, Аргентине, Бразилии, Перу, Венесуэле и Австралии.

Немалые части Северной Америки, в первую очередь Аляска и Алеутские острова, были открыты и изучены трудами многих русских людей, почему справедливо именовались "Русской Америкой". Еще в XVIII веке, осваивая неведомый до того времени для европейцев край, русские люди несли сюда и первые семена Православия. Среди алеутов и жителей Аляски особенно памятно имя купца Григория Ивановича Шелихова (1748-1795) - основателя первых на этой земле постоянных русских поселений. Налаживая торговлю с местными жителями, обучая их промыслу, грамоте, счету, подготавливая из местных жителей переводчиков, мастеровых и мореходов, Шелихов одновременно стремился внушить им основные понятия православной веры, а подчас и крестил их, так как священника среди поселенцев сначала не было.

По представлению Шелихова и его компаньона Ивана Голикова Святейший Синод назначил в 1793 году первую православную миссию на Аляску, составленную из валаамских иноков во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым). К месту своего назначения - на остров Кадьяк - миссия прибыла в сентябре 1794 года. Жители этого острова, как и других североамериканских земель, были язычниками. Валаамские иноки с апостольской ревностью несли возложенное на них послушание. Один из них, иеромонах Ювеналий, в 1795 году запечатлел свое свидетельство о Христе мученической кончиной. Другой, старец Герман, в течение сорока лет успешно продолжал миссионерское делание в Америке и ныне прославлен в лике преподобных. Уже к концу 1796 года число просвещенных в Америке достигло двенадцати тысяч. Валаамские подвижники не ограничивались одним только обращением туземцев в христианскую веру, но также обучали их огородничеству, садоводству, земледелию и другим необходимым занятиям.

В мае 1796 года Святейший Синод, принимая во внимание всю важность американской миссии, определил архимандриту Иоасафу быть епископом Кадьякским, викарием Иркутской епархии. 10 апреля 1799 года в Иркутске состоялась его хиротония. Но увидеть снова свою паству ему не довелось - корабль "Феникс", на котором возвращались в Кадьяк новохиротонисанный епископ Кадьякский и его спутники, затонул недалеко от американских берегов.

Отношения между миссионерами и администрацией Российско-Американской промысловой компании складывались неблагоприятно, и в 1811 году Святейший Синод вынужден был закрыть Американскую епископскую кафедру и все дела миссии передать Иркутской епархии.

В 1824 году на о. Уналашку прибыл священник Иоанн Вениаминов (впоследствии митрополит Московский и Коломенский Иннокентий, прославленный в святительском сане), который с полным правом именуется апостолом "Русской Америки". Это был не только ревностный миссионер, но и выдающийся этнограф и лингвист. Чтобы обеспечить успех христианской проповеди среди алеутов, отец Иоанн изучил алеутский язык, перевел на него Священное Писание и богослужебные книги. Он несколько раз посетил американский материк, где крестил многих туземцев. На Уналашке отец Иоанн открыл школу для мальчиков, в которой сам же и преподавал. В 1840 году была восстановлена епископская кафедра в Америке - в г. Новоархангельске, административном центре русских владений, и отец Иннокентий был хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского.

В 1867 году Аляска была продана царским правительством Соединенным Штатам Америки. Святитель Иннокентий настоял на включении в договор о продаже пункта, по которому все храмы и земельные участки, принадлежавшие Русской Православной Церкви в Америке, должны были оставаться собственностью Русской Церкви, за которой обеспечивалась полная свобода деятельности. Но после 1867 года прежних, сравнительно благоприятных, условий для миссионерской работы уже не было. Своими распоряжениями американская администрация часто нарушала интересы православного русского духовенства и православных жителей. Тем не менее русские миссионеры не останавливались перед возникавшими трудностями и с апостольской ревностью служили делу спасения туземного населения.

В 1870 году была учреждена Алеутская и Аляскинская епархия, а в 1872 году епархиальный центр был перенесен в Сан-Франциско - в связи с увеличением количества православных приходов в западных штатах США. С 1905 года епархиальный центр Алеутской и Северо-Американской епархии (такое название получила епархия в 1900 году) находился в Нью-Йорке. В 1907 году под председательством архиепископа Тихона, будущего Патриарха Всероссийского, состоялся первый церковный Собор епархии, определивший именовать эту епархию в Америке "Русской Православной Греко-Кафолической Церковью в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской".

В конце XIX столетия началась массовая эмиграция украинских крестьян из России в Канаду. Православные украинцы становились одними из первых носителей православной веры Христовой в этой стране. Они объединялись в приходские общины, воздвигали свои храмы и приглашали священнослужителей. Первая Божественная литургия в Канаде была совершена в 1897 году в селении Восток (провинция Альберта), в доме одного из украинских поселенцев.

Покидали родные края и карпатороссы бывшей Австро-Венгрии. В 1891 году присоединились к Православию греко-католический священник Алексий Тот (канонизирован Православной Церковью в Америке) и прихожане униатского прихода в Миннеаполисе. Это положило начало возвращению карпаторосских униатов в Православную Церковь. В период с 1891 года до Первой мировой войны с Русской Православной Церковью в Америке воссоединилось около 120 униатских карпаторосских приходов.

К 1918 году Американская епархия, объединявшая к тому времени до 300 тысяч верующих. располагала четырьмя викариатствами - Аляскинским, Бруклинским, Питтсбургским и Канадским; насчитывала три миссии (Албанскую, Сирийскую, Сербскую), 271 храм, 51 часовню, 31 благочиние, 257 священнослужителей, около 60 братств; имела Свято-Тихоновский монастырь в Саут-Канаане, штат Пенсильвания, сиротский приют при монастыре, духовную семинарию, церковные школы; располагала собственными печатными изданиями.

Уже в начале XX века полнота православной церковной жизни в Америке приводила русских церковных деятелей в США к мысли о придании Церкви в Америке самостоятельного статуса. В 1906 году архиепископ Тихон в своем докладе Предсоборной Комиссии в России рекомендовал предоставить Американской епархии широкую автономию. То же повторил в 1916 году и архиепископ Евдоким (Мещерский). Однако мечте святителя Тихона и его преемников тогда не суждено было сбыться.

С 1794 года - времени прибытия в Америку первых миссионеров из России - Русская Православная Церковь в Северной Америке объединяла всех православных Америки независимо от их национальной принадлежности, что признавалось законным всеми Поместными Церквами. События Первой мировой войны нарушили связи между Русской Православной Греко-Кафолической Церковью в Америке и Матерью - Русской Православной Церковью. В 1921 году без ведома и канонического согласия Русской Православной Церкви в Америке была учреждена Греческая архиепископия; затем стали появляться и другие этнические православные юрисдикции.

В 1924 году Детройтский собор под председательством митрополита Платона (Рождественского), вопреки канонам, в одностороннем порядке провозгласил временную автономию Русской Православной Церкви в Америке. В ответ на это Святейший Патриарх Тихон незамедлительно освободил митрополита Платона от управления Североамериканской епархией, однако последний Патриаршего указа не принял и последовательно повел американскую паству к полному отрыву от Матери-Церкви.

В 1933 году Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий и Священный Синод признали действия митрополита Платона грубым нарушением церковной дисциплины и определили предать его суду архиереев с запрещением в священнослужении впредь до раскаяния. Всем состоящим в Североамериканской епархии - клиру и мирянам - Священный Синод предложил прекратить общение с митрополитом Платоном и его последователями и пребывать в каноническом ведении Московского Патриархата.

Так как митрополит Платон не подчинился данному постановлению, решением Русской Православной Церкви от 22 ноября 1933 года на Североамериканскую кафедру был назначен архиепископ Вениамин (Федченков), получивший титул архиепископа Алеутского и Североамериканского и статус Экзарха. Так был учрежден Экзархат Московского Патриархата в Северной и Южной Америке, объединивший верные Матери-Церкви приходы и просуществовавший до 10 апреля 1970 года, когда в связи с дарованием автокефалии Православной Церкви в Америке он был упразднен.

В 1934 году митрополит Платон скончался, не раскаявшись в учиненном им расколе. Его преемник митрополит Феофил (Пашковский) занял ту же позицию непокорности канонической власти Русской Православной Церкви. На Всеамериканском Соборе в Нью-Йорке в 1937 году митрополит Феофил настоял на провозглашении автономии Русской Православной Церкви в Америке и принятии "Временного положения" об управлении Митрополичьим округом независимо от Матери-Церкви.

Однако американская паства и часть клириков тосковали о потере единства с Русской Церковью и стремились к его восстановлению. Это стремление особенно усилилось в годы Великой Отечественной войны, когда немалая часть русского населения Америки стала проявлять чувства симпатии к героической борьбе Советского Союза с нацизмом. Православные в Америке с радостью восприняли весть об избрании митрополита Сергия на Патриарший престол, в связи с чем митрополиту Феофилу пришлось дать указание поминать Святейшего Патриарха Сергия во всех храмах Митрополичьего округа.

В ноябре 1946 года на Всеамериканском Соборе в Кливленде подавляющим большинством голосов было вынесено решение просить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I принять Русскую Православную Греко-Кафолическую Церковь в Северной Америке в лоно Матери-Церкви и быть для нее духовной главой при условии сохранения ею полной автономии.

Святейший Патриарх Алексий приветствовал решение Кливлендского Собора и заявил об отсутствии принципиальных возражений против автономии Православной Церкви в Америке. Однако впоследствии митрополит Филофей отказался от встречи с иерархами Русской Православной Церкви, несмотря на полное сочувствие делу воссоединения с Матерью-Церковью со стороны паствы и большинства духовенства Митрополичьего округа.

Неофициальная связь между представителями Матери-Церкви и Митрополичьим Округом была установлена лишь в 1961 году во время генеральной ассамблеи Всемирного Совета Церквей в Дели. В 1963 г. председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим встретился с главой Митрополичьего округа митрополитом Леонтием (Туркевичем), но болезнь и вскоре последовавшая кончина последнего на время прервала дальнейшие попытки к улучшению отношений.

Ситуация стала меняться с избранием в 1965 году главой Митрополичьего округа митрополита Иринея (Бекиш). С первых дней 1969 года начались официальные переговоры по восстановлению канонических отношений Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке с Матерью - Русской Православной Церковью. 31 марта 1970 года в США митрополит Никодим, действуя от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Священного Синода Русской Православной Церкви, и архиепископ Нью-Йоркский, митрополит всея Америки и Канады Ириней подписали итоговое соглашение. Тогда же митрополит Ириней, по решению Большого Собора и епископов Американской Митрополии, вручил митрополиту Никодиму прошение на имя Святейшего Патриарха Алексия о том, чтобы Мать - Русская Православная Церковь даровала автокефалию Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке.

10 апреля 1970 года Священный Синод Русской Православной Церкви на расширенном заседании вынес решение о предоставлении автокефалии Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке. В тот же день был подписан Патриарший и Синодальный Томос об автокефалии Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке.

Согласно Томосу, в Московском Патриархате остался Свято-Николаевский собор в Нью-Йорке (в качестве официального представительства), а также приходы и клир в США и Канаде, пожелавшие сохранить пребывание в юрисдикционном ведении Святейшего Патриарха Московского.

В 1971 году в состав Православной Церкви в Америке была принята Албанская епархия в США. В том же году Православная Церковь в Америке организовала миссию в Австралии.

Весной 1972 года к Православной Церкви в Америке присоединилось свыше 20 священников и около 20 тысяч мирян Мексиканской Национальной Старокатолической Церкви. В связи с этим был образован Мексиканский Экзархат.

Еще до объявления автокефалии Православной Церкви в Америке, в 1960 году, к Русской Православной Греко - Кафолической Церкви в Северной Америке присоединилась часть православных румын вместе со священниками - около 40 приходов в США и Канаде, отделившихся в 1951 году от Румынского Патриархата. Румынские приходы были выделены в автономную епархию ПЦА.

В настоящее время Православная Церковь в Америке насчитывает около 500 приходов и миллион верующих в нескольких странах. В Американской Церкви четыре мужских монастыря (Свято-Тихоновский, Святого мученика Евгения, Свято-Воскресенский, Свято-Вознесенский) и два женских (Свято-Успенский и Свято-Мариинский), Свято-Владимирская духовная семинария в Крествуде, штат Нью-Йорк, Свято-Тихоновская семинария в Саут-Канаан, штат Пенсильвания, и Свято-Германовская семинария на Аляске.

С 12 ноября 2008 года Предстоятелем Православной Церкви в Америке является Блаженнейший Иона, Архиепископ Вашингтонский и Нью-Йоркский, Митрополит всея Америки и Канады.

По материалам работы: Скурат К.Е. История Поместных Православных Церквей: Учебное пособие. В 2 т. - М.: Русские огни, 1994.

http://www.patriarchia.ru/db/text/632237.html

Канонический статус Православной Церкви в Америке.

Православная Церковь в Америке (англ. Orthodox Church in America, сокращённо ПЦА, англ. OCA; неофициально также Американская православная церковь) - автокефальная поместная православная Церковь.

Автокефалия Православной Церкви в Америке, предоставленная ей в 1970 году Русской Православной Церковью, признается:

Русской Православной Церковью;

Болгарской, Грузинской, Польской Православной Церковью и Православной Церковью Чешских земель и Словакии

Не признается в качестве Автокефальной Церкви:

Константинопольским Патриархатом;

Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Румынской, Кипрской, Элладской и Албанской Церквями

Однако вышеупомянутые Церквями признают ее как самоуправляемую часть Русской Православной Церкви, чей канонический статус и апостольское преемство они не оспаривают.

Отсутствие официального признания автокефального статуса со стороны других Поместных Православных Церквей не мешает им находиться в евхаристическом общении с ПЦА. Все они допускают своих архиереев и клириков к сослужению с архиереями и клириками ПЦА, а некоторые из них также приветствуют избрание предстоятелей последней.

Епархии и епископат

Каноническая территория - США; юрисдикция Православной Церкви в Америке распространяется также на некоторые приходы в Канаде, Мексике и Южной Америке.

Состоит из следующих епархий:

* Митрополичья (Вашингтонская) епархия (предстоятель - Блаженнейший Иона, Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады)

* Епархия Аляски (местоблюститель - епископ Сан-Францисский и Западный Вениамин (Питерсон))

* Епархия Восточной Пенсильвании (предстоятель - епископ Филадельфийский и Восточно-пенсильванский Тихон (Моллард))

* Епархия Запада (предстоятель - епископ Сан-Францисский и Западный Вениамин (Питерсон))

* Епархия Западной Пенсильвании (Предстоятель - епископ Питсбургский и Западно-пенсильванский Мелхиседек (Плеска))

* Епархия Новой Англии

* Епархия Нью-Йорка и Нью-Джерси (предстоятель - епископ Нью-Йоркский и Нью-Джерсийский Михаил (Дахулич))

* Епархия Среднего Запада (местоблюститель - Блаженнейший Иона, Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады, управляющий - архимандрит Матфий (Мориак), нареченный епископ Чикагский и Среднего Запада)

* Епархия Юга (местоблюститель - Блаженнейший Иона, Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады, управляющий (с 1 января 2011 г.) - викарный епископ Балтиморский Марк (Маймон))

* Румынская епархия (предстоятель - архиепископ Детройтский и Румынской епархии Нафанаил (Попп))

* Болгарская епархия (местоблюститель - епископ Питсбургский и Западно-пенсильванский Мелхиседек (Плеска))

* Албанская Архиепископия (предстоятель - епископ Бостонский, Новой Англии и Албанской архиепископии Никон (Лиолин))

* Канадская Архиепископия (предстоятель - архиепископ Оттавский и Канадский Серафим (Сторхейм) (в отпуске), управляющий - епископ Квебекский Ириней (Рошон))

* Мексиканский экзархат (предстоятель - епископ Мехико и Мексиканского экзархата Алехо (Пачеко-и-Вера))

В Церкви насчитывается более 500 приходов, имеются 8 монастырей, 3 семинарии (Свято-Владимирская, Свято-Тихоновская, Свято-Германовская), Академия и т.п. Богослужение совершается преимущественно на английском языке.

Храм св. вмц. Екатерины на Всполье. Подворье Православной Церкви в Америке в Москве

С начала 1990-х имеет подворье в Москве, при храме вмц. Екатерины на Ордынке.

С 1 июля 2009 года Предстоятель Церкви носит титул «Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады».

До этого, с 2005 года, Предстоятель Православной Церкви в Америке носил титул «Архиепископ Вашингтонский и Нью-Йоркский, Митрополит всей Америки и Канады».

История Православной Церкви в Америке

Православная Церковь в Америке ведет свое начало с 1794 года, когда валаамские иноки-миссионеры прибыли на остров Кадьяк по определению Святейшего Синода Русской Церкви о назначении в Аляску православной миссии . Один из иноков - иеромонах Ювеналий в 1795 году запечатлел свое свидетельство о Христе мученической кончиной. Другой - ныне прославленный Американской и Русской Церквами старец Герман (+1837) более сорока лет успешно продолжал миссионерское делание в Америке.

В 1840 году была учреждена епархия Камчатская, Курильская и Алеутская , на которую был хиротонисан апостол Америки Преосвященный Иннокентий (Вениаминов) (+1879).

В конце XIX и начале XX века православную паству в Америке окормлял архиепископ Тихон, впоследствии Святейший Патриарх Московский и всея Руси (+1925).

С 1907 года именовалась Русской Православной Греко-Кафолической Церковью в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской.

После Октябрьской революции 1917 года в России, сношения с Высшей Церковной Властью в Москве оказались затруднены.

С половины 1920-х пребывала вне общения с Московским Патриархатом и была известна под наименованием «Северо-Американский Митрополичий округ» или «Северо-Американская Митрополия»; также не находилась в общении и с Архиерейским Синодом в Сремских Карловцах (Русская православная церковь заграницей).

19 декабря 1927 года на заседании «Синода епископов американских диоцезий Русской Православной Церкви» была издана грамота о учреждении новой церковной структуры - «независимой автономной и автокефальной» Американской Церкви во главе с Платоном (Рождественским) .

12 декабря 1947 года, после безуспешных попыток присоединить структуру к Московскому Патриархату ранее в том же году (митрополит Феофил (Пашковский) уклонился от встречи с митрополитом Ленинградским Григорием (Чуковым), специально находившимся несколько месяцев в США с такой целью), Священный Синод Русской Православной Церкви наложил запрещение в священнослужении на иерархию «Митрополии».

О. Александр Шмеман

9 апреля 1970 года Синод Русской Церкви восстановил общение с «Североамериканской Митрополией», сняв прежний запрет с её иерархов, а 10 апреля Патриаршим Томосом даровал Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке автокефалию . Значительную роль в подготовке этого решения сыграл протоиерей (затем протопресвитер) .

44 прихода, не пожелавших войти в новую автокефальную Церковь, были объединены в Патриаршие приходы в США.

Решение Московской Патриархии вошло в конфликт с видением будущего православия в Северной Америке, разделявшимся Константинопольским Патриархатом.

В ноябре 2005 года стал достоянием гласности конфликт, развивавшийся до того несколько лет в связи с вменяемыми финансовыми злоупотреблениями бывшего Управляющего делами ПЦА протопресвитера Роберта Кондратика. В результате последний был в марте 2006 года смещён со своего административного поста, а впоследствии осужден Духовным Судом и лишен сана. Скандал освещался в прессе США.

3 сентября 2008 года Синоду был представлен доклад специального следственного комитета, где делался вывод об ответственности всего руководства Церкви в финансовых злоупотреблениях. Митрополит Герман был вынужден подать Архиерейскому Синоду Церкви, собравшемуся 4 сентября 2008 года в Нью-Йорке, прошение о незамедлительном уходе на покой, которое было удовлетворено в тот же день. С 4 сентября 2008 года до созыва Всеамериканского собора в Питтсбурге старейший по хиротонии архиепископ Далласский и Южных Штатов Димитрий (Ройстер) являлся местоблюстителем митрополичьей кафедры.

10 ноября 2008 года в Питтсбурге открылся 15-й Всеамериканский Собор Американской Церкви. Ранее, в октябре, ряд священнослужителей Церкви предложили епископа Венского Илариона (Алфеева) (РПЦ) в качестве кандидата на митрополичью кафедру ПЦА; но епископ Иларион заявил о невозможности для себя быть кандидатом в предстоятели ПЦА, в частности по причине необходимости демонстрации независимости ПЦА от РПЦ.

Митрополит Иона

12 ноября 2008 года на XV Всеамериканском Соборе в Питтсбурге Архиепископом Вашингтонским, Митрополитом всей Америки и Канады был избран епископ Форт-Уэртский Иона (Паффхаузен). Интронизация состоялась 28 декабря 2008 года в Свято-Николаевском соборе Вашингтона.

В феврале 2011 года Синод Православной Церкви в Америке удовлетворил прошение митрополита Ионы о двухмесячном отпуске для духовного совершенствования . Местоблюстителем митрополичьего престола назначен архиепископ Детройтский и Румынской епархии Нафанаил (Попп).

В 20-х годах XIX века отец Иоанн Вениаминов прибывает на Аляску и начинает миссионерскую проповедь. Среди многих его свершений был перевод Священного Писания и богослужения на местные диалекты, для которых он также создал алфавит и грамматику. Около 1840 отец Иоанн избирается на епископское служение и принимает имя Иннокентий. Православие распространяется среди коренных жителей Аляски, но епископ Иннокентий также посещает Калифорнию и православную общину Форт Росс, к северу от Сан-Франциско. В итоге он возвращается в Москву и становится митрополитом Московским (несколько лет назад он был причислен к лику святых).

Одновременно с развитием церковной жизни на Аляске все больше иммигрантов прибывают на территории, которые мы теперь называем “нижним 48.” В 1860 был основан приход в Сан-Франциско – теперь это Свято-Троицкий собор и постепенно приходы стали появляться по всей стране. С наплывом в конце XIX – начале XX столетии.

В 1917 разразилась революция и общение между Североамериканской епархией и Русской Церковью было прервано. В начале 1920-х Патриарх Московский святитель Тихон, возглавлявший с 1897 по 1907 Североамериканскую епархию, издал указ, призывавший епархии, оставшиеся за границами России (к тому времени Советского Союза), самостоятельно организовывать свою жизнь до тех пор, пока не возобновятся нормальные отношения с Русской Церковью. Вскоре после этого на соборе всех епископов, священников и представителей мирян Северной Америки было принято решение, что Североамериканская Церковь не может долее поддерживать административные связи с Церковью России, особенно после ареста Патриарха Тихона (умершего впоследствии в 1925 г.). Соответственно, различные этнические группы, входившие до этого в единую епархию, установили отдельные "юрисдикции" в составе "материнских" Церквей их исторической Родины. Это и породило печальную современную ситуацию многочисленных юрисдикций, с пересекающимися интересами, которые основаны более на этническом самосознании, чем не каноническом принципе единой Церкви на данной территории.

В начале 1960-х Православная Церковь Америки – в то время называвшаяся "Митрополией" вступила в переговоры с Русской Церковью для возобновления канонического общения. В 1970 оно было восстановлено, и Митрополии была дарована "автокефалия". Это не только дало Митрополии право независимого от других церковных центров самоуправления, но и послужило признанию того факта, что после почти 200 лет Церковь в Северной Америке стала по настоящему местной Церковью всех жителей Северной Америки, независимо от их этнического происхождения. На Соборе иерархов, священников и мирян, прошедшем в том же году, Церковь приняла наименование "Православной Церкви Америки". Православная Церковь в Америке получила автокефалию от Матери-Церкви Русской 10 апреля 1970 г.

Каноническая территория - США; юрисдикция Православной Церкви в Америке распространяется также на некоторые приходы в Канаде, Мексике и Южной Америке.

Сегодня Православная Церковь Америки кроме приходов бывшей "Митрополии" включает Румынскую Православную епархию, Албанскую Православную архиепископию, Болгарскую Православную епархию и Мексиканский экзархат. Более того, в течение последних двадцати лет было создано около 250 новых приходов, практически не имеющих этнических корней и использующих в богослужении только английский язык.

Православная Церковь Америки является полноправной участницей Постоянной конференции канонических православных епископов Америки (SCOBA) вместе с греческой, антиохийской, украинской, карпато-русской и другими архиепископиями и епархиями. Иерархи и священники Православной Церкви Америки регулярно сослужат с клириками других юрисдикций, входящих в SCOBA, видимым проявлением этого единства является ежегодная служба на торжество Православия в первое воскресенье Великого поста.

Православная Церковь Америки, будучи самоуправляемой, имеет право избирать своего собственного Первоиерарха без какого-либо внешнего утверждения.

С 12 ноября 2008 г. по 7 июля 2012 г. Предстоятелем Православной Церкви в Америке являлся Митрополит Иона, бывший Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады.

Решением Священного Архиерейского Синода от 9 июля 2012 г. Местоблюстителем Православной Церкви в Америке назначен старший по хиротонии член Синода Высокопреосвященный Нафанаил, архиепископ Детройтский, управляющий Румынской епископией. Администратором Православной Церкви в Америке назначен Преосвященный Михаил, епископ Нью-Йоркский и Нью-Джерсийский.

13 ноября 2012 г. открывшийся в городе Парма (штат Огайо) XVII Всеамериканский Собор избрал шестым Предстоятелем Православной Церкви в Америке Высокопреосвященнейшего Тихона.

Дата создания: 10 апреля 1970 г. Описание:

Основание этой Церкви положено валаамскими иноками-миссионерами, прибывшими на остров Кадьяк в 1794 г. по определению Святейшего Синода Русской Церкви о назначении в Аляску православной миссии.

Один из иноков — иеромонах Ювеналий в 1795 г. запечатлел свое свидетельство о Христе мученической кончиной. Другой — ныне прославленный Американской и Русской Церквами старец Герман (+1837) более сорока лет успешно продолжал миссионерское делание в Америке.

В 1840 г. была учреждена епархия Камчатская, Курильская и Алеутская, на которую был хиротонисан апостол Америки Преосвященный Иннокентий (Вениаминов) (+1879). В конце XIX века и начале XX православную паству в Америке окормлял архиепископ Тихон, впоследствии Святейший Патриарх Московский и всея Руси (+1925). При нем в Нью-Йорке был построен храм во имя Святителя Николая, освященный в 1905 г.

Православная Церковь в Америке получила автокефалию от Матери-Церкви Русской 10 апреля 1970 г.

Каноническая территория — США; юрисдикция Православной Церкви в Америке распространяется также на некоторые приходы в Канаде, Мексике и Южной Америке.

Решением Священного Архиерейского Синода от 9 июля 2012 г. Местоблюстителем Православной Церкви в Америке назначен старший по хиротонии член Синода Высокопреосвященный Нафанаил, архиепископ Детройтский, управляющий Румынской епископией. Администратором Православной Церкви в Америке назначен Преосвященный Михаил, епископ Нью-Йоркский и Нью-Джерсийский.

13 ноября 2012 г. открывшийся в городе Парма (штат Огайо) XVII Всеамериканский Собор избрал шестым Предстоятелем Православной Церкви в Америке .

Епархии Американской Церкви

Вашингтонская епархия

Местоблюститель: Преосвященный Александр, епископ Толедский и Болгарской архиепископии

3512 Massachusetts Ave. NW, Washington, DC 20007

Албанская архиепископия

PO Box 149 Southbridge, MA 01550
Email: [email protected]

Епархиальное управление: 523 E. Broadway, South Boston, MA 02127-4415
tel: 617-268-1275, fax: 617-268-3184
[email protected]

Епархия Аляски

Управляющий: Преосвященный Вениамин, епископ Сан-Францисский и Запада

Епархиальное управление: PO Box 210569 Anchorage, AK 99521-0569
Адрес для корреспонденции: 410 Turpin St, Anchorage, AK 99521-5407
tel: 907-279-0025, fax: 907-279-9748
сайт епархии: http://dioceseofalaska.org/

Адрес управляющего: 1520 Green St, San Francisco, CA 94123; дом. тел.: 702-277-1857

Болгарская архиепископия

Преосвященный Александр, епископ Толедский и Болгарской архиепископии

Резиденция епископа: 519 Brynhaven Dr., Toledo, OH 43616
tel: 419-693-7871

Адрес для корреспонденции: PO Box 1769, Cranberry Township, PA 16066-1769
tel/fax: 724-776-5555

Епархиальное управление: 286 E Woodsdale Ave. Akron, OH 44301
tel: 330-724-7009

Епархия Восточной Пенсильвании

Преосвященный Тихон, епископ Филадельфийский и Восточно-Пенсильванский
[email protected]

Епархиальное управление: PO Box 130 South Canaan, PA 18459
tel: 570-937-9040, fax: 570-937-9099
сайт епархии: http://doepa.org/

Епархия Западной Пенсильвании

Преосвященный Мелхиседек, епископ Питтсбургский и Западно-Пенсильванский

PO Box 1769
Cranberry Township, PA 16066-1769
Office / Fax: 724-776-5555
Web: www.ocadwpa.org

Западная епархия

Преосвященный Вениамин, епископ Сан-Францисский и Запада
дом. тел.: 702-277-1857

Епархиальное управление 1520 Green St, San Francisco, CA 94123
tel 702-277-1857
сайт епархии: www.ocadow.org

Канадская архиепископия

Высокопреосвященный Серафим, архиепископ Оттавский и Канадский

Епархиальный центр: 2801 Newman Rd. R.R. 5, Spencerville, ON Canada K0E 1X0
Адрес для корреспонденции: PO Box 179, Spencerville, ON Canada K0E 1X0
tel 613-925-5226, fax 613-925-1521
www.archdiocese.ca

Мексиканский экзархат

Преосвященный Алехо, епископ Мехико и Мексиканского Экзархата
Irapuato 53 Y Av Rio, Col Penon De Los Ban, Mexico 9, DF

Епархиальное управление: Río Consulado e Irapuato, Col. Peñón de los Baños 15520 México D.F.
tel: 55-71-11-89, fax: 57-84-51-98
сайт епархии: www.ortodoxiamx.4t.com

Епархия Новой Англии

Преосвященный Никон, епископ Бостонский, Ново-Английский и Албанской архиепископии
Email: [email protected]

Епархиальное управление: PO Box 149 Southbridge, MA 01550
tel: 508-764-3222 / fax: 508-764-9090 (call first)
сайт епархии: www.dneoca.org

Епархия Нью-Йорка и Нью-Джерси

Преосвященный Михаил, епископ Нью-Йоркский и Нью-Джерсийский

Румынская епископия

Высокопреосвященный Нафанаил, архиепископ Детройтский и Румынской епископии
Преосвященный Ириней, епископ Дирборн-Хайтсский (викарий)

Епархиальное управление: 2535 Grey Tower Rd., Jackson, MI 49240-9120
Адрес для корреспонденции: PO Box 309, Grass Lake, MI 49240-0309
tel 517-522-4800 / fax 517-522-5907
Сайт епархии: http://www.roea.org

Средне-Западная епархия

Епархиальное управление: 927-933 N. LaSalle St., Chicago, IL 60610
tel: 312-202-0420, fax 312-202-0427
e-mail: [email protected]
Сайт епархии: www.midwestdiocese.org

Южная епархия

Епархиальное управление: 4112 Throckmorton St. or 4222 Wycliff Ave. Dallas, TX 75219
Адрес для корреспонденции: PO Box 191109, Dallas, TX 75219-1109
tel: 214-522-4149 / fax: 214-526-7170
Епархиальный сайт: http://www.dosoca.org

Приходы в Австралии

Епархиальное управление: PO Box 675 Syosset, NY 11791-0675
tel: 516-922-0550 / fax: 516-922-0954

Священный Архиерейский Синод ПЦА временно окормляет несколько общин на территории Австралии — до урегулирования церковной жизни в стране в соответствии с каноническими нормами.

Высокопреосвященый Феодосий, бывший Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады
156 Rifgon Dr. Canonsburg, PA 15317

Высокопреосвященный Лазарь, бывший архиепископ Оттавский

Tel: 604-826-9336 / fax: 604-820-9758

Высокопреосвященный Димитрий, бывший архиепископ Далласский и Юга

Преосвященный Марк, бывший епископ Бостонский
7819 via Grande Boynton Beach, FL 33437
tel: 561-369-0247

Преосвященный Тихон, бывший епископ Сан-Францисский, Лос-Анджелесский и Запада
649 Robinson St. Los Angeles, CA 90026
Tel: 323-663-4752 / Fax: 800-323-6921

Преосвященный Николай, бывший епископ Ситкинский
PO Box 210569 Anchorage, AK 99521-0569
Tel: 907-279-0025 / Fax: 907-279-9748

Преосвященный Варлаам, бывший епископ Ванкуверский
37323 Hawkins Pickle Rd. Dewdney, BC Canada V0M1H0
Tel: 604-826-9336 / Fax: 604-820-9758

Преосвященный Серафим (Сигрист), бывший епископ Сендайский

Преосвященный Матфей, бывший епископ Чикаго и Среднего Запада

Страна: США Город: Вашингтон Адрес: Нью-Йоркская резиденция: PO Box 675, Syosset, NY 11791-0675 Вашингтонская резиденция: 3512 Massachusetts Ave. NW, Washington, DC 20007 Телефон: 516-922-0550 Факс: 516-922-0954 Web-сайт: www.oca.org Дочерняя организация: Храм великомученицы Екатерины на Всполье в Москве (подворье Православной Церкви в Америке) Предстоятель:

Где-то далеко-далеко, в других странах, за морями и океанами, неизвестные нам люди так же, как и мы, посещают храм, водят в воскресную школу детей, молятся по утрам и вечерам, совершают паломничества. Но кажется, что все это происходит чуть-чуть иначе, ведь и язык, и традиции у нас разные… Начиная с этого номера, мы будем рассказывать об особенностях жизни православных христиан в других странах мира. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей заметки Екатерины Черновой, студентки из России, находящейся сейчас на учебе в США.

Само слово "Православие" звучит в Америке непривычно для русского слуха — Ортодокс (Orthodox). Поэтому Православную Церковь здесь называют Ортодоксальной Христианской Церковью (Orthodox Church), а православных христиан — ортодоксальными христианами (Orthodox Christian).

По данным американского журнала Washington Profile, среди жителей США протестантов — 56%, католиков — 28%, иудеев — 2%, мусульман — 1%, адептов иных религий — 3%, неверующих — 10%. Православные в этой стране, как "адепты иных религий", составляют менее 2% населения. Меня удивило, что на Американском континенте, как ни в одной другой части света, существует так много православных юрисдикций. Здесь действуют приходы Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Русской, Сербской, Болгарской, Кипрской, Грузинской, Элладской, Албанской, Польской, Чехословацкой, Американской, Японской, Китайской Православных Церквей.

Автокефалию Православная Американская Церковь получила от Русской Матери-Церкви сравнительно недавно, в 1970 году. Исторический факт: возникновение Православной Церкви в Америке связано с миссионерской активностью Русской Церкви. В конце XVIII века русские миссионеры — иноки Валаамского и Коневского монастырей — пришли проповедовать слово Божие в Русскую Америку, самую отдаленную на тот момент область своего Отечества. Тот, кто хоть немного знаком с историей государства Российского, сразу поймет, что Аляска — единственный штат, в котором православных христиан больше, чем представителей любой другой религии. Так оно и есть, ведь до 1867 года полуостров принадлежал великой Российской Империи.

Что касается самой Русской Православной Церкви в США, то сегодня в ее состав входят четыре благочиния: Атлантических, Восточных, Западных и Центральных штатов. Также существуют Патриаршие приходы в Нью-Йорке. В юрисдикции Московского Патриархата находятся Свято-Николаевский патриарший кафедральный собор и монастырь преподобной Марии Египетской с Домом милосердия.

Свято-Николаевский собор — первая православная церковь, которую я посетила в Нью-Йорке. Это не просто главный храм Русской Церкви на Американском континенте — собор является украшением города и имеет статус памятника архитектуры . Здесь летом 2005 года была отслужена панихида по генералу А. Деникину — перед тем, как его прах был отвезен на родину.

***

Истории жизни православных священников и мирян в США зачастую удивительны. Скорее всего, это связано с тем, что большая часть христиан — эмигранты из разных стран мира. Многие из них приняли Православие, уже будучи в Америке. Они говорят, что именно здесь поняли тщетность человеческих усилий, остро почувствовали душевное одиночество, научились вверять себя воле Божией. Почему-то люди приближаются к Богу только столкнувшись с серьезными проблемами, пережив личную трагедию. Как было бы хорошо, если бы это происходило после какой-нибудь радости!

Мои знакомые аспиранты из Акрона, штат Огайо, рассказывали, что в России особо не задумывались над вопросами веры и редко ходили в храм, который был под боком. В Америке душевный голод настолько силен, что ближайший православный храм за сто километров от дома считается счастьем…

При переписке между англоязычными православными (не только при обращении к священнослужителю) принято начинать и заканчивать письма прославлением имени Божьего. Фразы "Glory to Jesus Christ! Glory Forever!" ("Слава Иисусу Христу! Слава навеки!") в начале письма и "With Christ"s love…" ("С любовью Христовой…") в конце обычны для американцев, исповедующих Православие. Они считают, что таким способом они напоминают себе и своему адресату о смысле земного бытия.

***

В городке Файр Лаун (Fair Lawn; Нью-йоркская столичная область), где я жила несколько месяцев, нет православного прихода. Зато в пределах 50-мильного (90-километрового) радиуса расположено около 70 храмов. Это греческие, русские, антиохийские, румынские и американские православные приходы. Однако в самом городе на 50 тысяч населения приходится несколько протестантских и католических церквей, мечеть и 11 синагог! Поэтому на церковные службы православные Файр Лауна, как и другие жители столичной провинции, едут в Нью-Йорк или в соседние небольшие города — Парамус или Пассэйк. В здешних храмах, где приход образуют люди разных национальностей, богослужения обычно ведутся и по-церковнославянски, и по-английски. На двух языках священники читают Святое Евангелие и произносят проповеди. Иногда "Херувимскую" или "Святый Боже…" поют на английском. А в храмах Греческой и Антиохийской Церквей сохранилась древняя традиция рукопожатия после службы. Все прихожане, знакомые и незнакомые, пожимают друг другу руки со словами: "Простите меня!". Это напоминает Прощеное воскресение, но для русских немного непривычно.

В Пассэйке находится прекрасный Петропавловский собор, который в 2002 году отметил свое столетие. С этой датой прихожан храма лично поздравили Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, а также президенты России и США. Паства этого прихода состоит в основном из внуков и правнуков эмигрантов "первой волны", уехавших из России после октябрьского переворота 1917 года. Они уже практически не говорят по-русски, но еще не утратили природного благородства и весьма строго придерживаются традиций Православия.

Настоятель Петропавловского собора священник Андрей Ковалев в юности решил, что непременно будет монахом. Но его духовник видел, что чаду предназначен иной путь, и благословил будущего священника на создание семьи. Сейчас у батюшки растет сын. Жизнь в США для него и матушки Наталии не была медом. Чтобы свести концы с концами, они вдвоем много трудились, им приходилось даже грузить ледяные подносы с замороженными продуктами. Но однажды все изменилось — Божиим Промыслом они получили вид на жительство, затем — приход и хороший дом. Помогай им, Господи!

Кроме того, при храме Святых первоверховных апостолов действует служба знакомств. Здесь православным христианам помогают найти спутника жизни-единоверца, потому что в Америке это сложно сделать самому. Членство и мероприятия платные, входной билет стоит $100 — в этом вся прагматичность Америки.

По моим наблюдениям, в Америке отношения между священником и паствой имеют несколько иной характер, чем в России. Общение здесь более камерное, доступное. Для прихожан храма в порядке вещей остаться после службы на чаепитие, посетить батюшку дома, предварительно созвонившись. На сайтах приходов, помимо информации о порядке и времени богослужений, контактных телефонов священника, диакона, церковного старосты, регента, можно прочитать наставления и поздравления настоятеля своей пастве.

***

2005 год я встречала вместе с американской семьей православных греков в храме Греческой Православной Церкви в городе Парамусе. С глубокой древности здесь сохранился красивый новогодний обычай. Из-за того, что многие православные греки посещают русские и американские православные храмы, эта традиция поддерживается и там.

Итак, уже много веков подряд накануне Нового года православные греки выпекают очень большой хлеб, замешивая в тесто монету. 1 января , в день памяти святителя Василия Великого, готовый хлеб, который называют "хлебом святого Василия", приносят в храм на освящение. Во время службы хлеб находится в алтаре. После богослужения священник делит его на небольшие части так, чтобы каждому прихожанину достался кусочек. Первая часть предназначена Иисусу Христу, вторая — Пресвятой Богородице, третья — Церкви, четвертая — настоятелю храма, пятая — матушке… И так далее, пока все прихожане не получат свою долю. Человек, чей кусочек хлеба содержит монету, получает благословение от священника на грядущий год. А тот, кто получил такую монету в прошлый раз, делится с присутствующими радостями и печалями года минувшего.

Тогда монетка святого Василия досталась мне, поэтому пришлось держать ответ, что значил для меня 2005 год от Рождества Христова. Рассказывала прихожанам храма в Парамусе, как распоряжалась данными от Бога талантами — приумножила ли или равнодушно "зарыла в землю".

***

В трех часах езды от Нью-Йорка находится православный греческий мужской монастырь святителя Нектария, Эгинского чудотворца. Он расположен в живописном месте, среди красивейших зеленых холмов и множества озер, напоминающих блюдца, наполненных прозрачной родниковой водой. Адрес монастыря так и звучит: Сто озер Анаванды (100 Lakes Anawanda Rd. Roscoe). Здесь сама природа поет гимн Божественной любви…

Монастырь был основан 7 лет назад афонским подвижником архимандритом Ефремом (Мораитисом). Настоятель монастыря отец Иосиф однажды тепло принял и выслушал меня, снабдил рекомендательным письмом и благословил мое пребывание в США.

Некоторое время вверенная отцу Иосифу обитель была подворьем мужского монастыря святого Антония в Аризоне . Сейчас она переживает период строительства. В собственности монастыря святого Нектария 180 акров земельных угодий (73 гектара), на которых возведены часовня, монашеские кельи, трапезная, благоустроенная гостиница для паломников, в которой есть мужской и женский корпуса. Еще несколько зданий реконструируются. Как и в российских монастырях, церковные службы здесь строги и продолжительны, утреня начинается в четыре утра. Чудесные песнопения напоминают распевы нашего северного Афона — Валаама. Братия монастыря — в основном греки. Их природный темперамент выражается в некоторой экспрессии внешнего образа молитвы — в определенных частях службы они всем телом опускаются на монастырский пол, и так, распростершись, молятся, показывая тем самым полное подчинение воле Божьей.

***

По мнению директора частной американской общеобразовательной школы в Нью-Джерси мистера Эндрю Коуркумелиса, фактически 95% православных в Америке заключают брак с представителями других религий. Он считает, что именно поэтому дети в таких семьях вырастают без какой-либо религии вообще. Исторически сложилось, что многие русские в США связывают свою жизнь с российскими евреями, поэтому значительная часть школьников — дети, которые стоят перед выбором вероисповедания. Часто они крещены, а значит, формально принадлежат Русской Православной Церкви. Но приходится признать, что очень немногие из них постоянно посещают церковные службы, а некоторые вообще ничего не знают о своей религии. Чтобы хоть как-то исправить положение, в школе мистер Коуркумелис проводит факультативные уроки Православия (Orthodox lessons).

Дети здесь учатся совершать крестное знамение, прикладываться к иконам, им объясняют смысл и правила священнического благословения. Вместе со своим директором они ходят в храм на двунадесятые и великие праздники. Это касается и детей из инославных семей, а также иудеев, если они выражают желание присутствовать на Божественной литургии. Мистер Коуркумелис молится и верит, что когда-нибудь они примут Таинство крещения и станут православными христианами.

***

На территории США открыто более десяти Православных Духовных семинарий, самые крупные на восточном побережье находятся в Джорданвилле (принадлежит Русской Православной Церкви Заграницей) и в Крествуде, близ Нью-Йорка (принадлежит Американской Православной Церкви). Большинство студентов и слушателей семинарий в прошлом были протестантами или католиками, но затем приняли Православие.

По мнению православных американцев, Церковь на континенте выживает только потому, что тысячи их сограждан приняли православную веру. Поэтому на сегодняшний день в США много англосаксов, немецких и итальянских американцев, евреев, испанцев, для которых Православие стало единственной животворящей религией, а Православная Церковь — единственной благодатной Церковью. Думаю, не будет преувеличением сказать, что Православие в Америке освящает американский народ и Американский континент.

Безусловно, во Христе нет ни американца, ни русского — мы все едины в Нем. На каком бы континенте мы ни находились, на каком бы языке ни говорили, как бы внешне ни отличались наши национальные и культурные традиции, есть Таинство причастия, которое объединяет всех. Сердце православного христианина живо откликается на нежную волну благодати во время Божественной литургии, где бы она ни совершалась — в величественном патриаршем соборе в Америке, в греческом православном монастыре или в маленькой церкви, затерянной на бескрайних просторах родной России.

Нью-Йорк, США